Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

МБОУ" Мумринская средняя     общеобразовательная школа"

      

Целевая программа " Здоровье"

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мумринская средняя общеобразовательная школа»

Икрянинского района, Астраханской области

 

 

Согласовано с ПК

протокол № __

от ____________  201_ г.

____________ /Завадина Т.Н./

Утверждено

и введено в действие

приказом № ___

от ___________  201__ г.

Директор МБОУ «Мумринская СОШ»

_________ /Попова Л.В./

 

 

 

 

 

 

 

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА 

 

«ЗДОРОВЬЕ»

 

 

на 2012 – 2016 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Мумра

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1.                  Обоснование необходимости реализации программ

1)                 Актуальность

2)                 Описание опыта решения проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся в МБОУ «Мумринская СОШ»

3)                 Анализ внешних и внутренних факторов потенциала развития МБОУ «Мумринская СОШ»

4)                 Характеристика основных проблем, на решение которых направлена Программа

2.                  Ресурсы МБОУ «Мумринская СОШ», поддерживающие реализацию Программы

3.                  Стратегические цели и задачи образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, повышению культуры здоровья

1)                 Концептуальные положения, ведущие подходы и принципы, определяющие реализацию программы

2)                 Стратегические цели программы

3)                 Задачи, обеспечивающие достижение поставленных целей

4.                  Основные направления реализации Программы по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, повышению культуры здоровья в образовательном учреждении

5.                  Условия (организационные механизмы) реализации Программы

1)                 Организационно-функциональная модель реализации Программы

2)                 Финансово-экономическое обоснование реализации Программы

3)                 План мероприятий Программы

4)                 Этапы и сроки реализации программы

5)                 Ожидаемые результаты реализации Программы (предполагаемые результаты и индикаторы их достижения)

6)                 Методика оценки эффективности реализации программы

7)                 Возможные сложности реализации программы и пути их преодоления

8)                 Нормативно-правовое и методическое обеспечение реализации программы

9)                 Основные термины и понятия программы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

АКТУАЛЬНОСТЬ

 

Актуальность данной программы обусловлена приоритетным направлениям государственной политики в области образования на сохранение здоровья школьников. Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников является одной из важнейших задач современной школы и требование сохранения здоровья учащихся находятся на первом месте в иерархии запросов к результатам общего образования и реализуется в соответствии со   стратегических документами, определяющими развитие системы образования Российской Федерации, в том числе Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» (направление «Здоровье в школе»), Доктриной информационной безопасности РФ, Федеральным законом «О безопасности», Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения (Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся), Стратегией развития системы образования Астраханской области 2011-2020 гг.
По материалам Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения 95% опрошенных среди всех заинтересованных групп (семей, школьных специалистов, педагогической общественности, медицинских ассоциаций и т.п.) включают сохранение здоровья школьников в первую пятерку своих потребностных запросов.

Результаты   медицинского   осмотра учащихся МБОУ «Мумринская СОШ» свидетельствуют о том, что наиболее   распространены  у  детей    такие заболевания, как:

1. патология костно-мышечной системы;

2. болезни органов зрения,

3. болезни органов дыхания;

4. патология пищеварительного тракта;

5.  Сердечно сосудистые;

Целевая программа «Здоровье» МБОУ «Мумринская СОШ» - это комплексная программа, направленная на формирование здоровьесозидающей среды и здорового образа жизни ребенка, сохранение и укрепление здоровья учащихся и учителей; воспитание у них внутренней потребности вести здоровый образ жизни.

 

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ В МБОУ «Мумринская СОШ»

 

В МБОУ «Мумринская СОШ» – большой опыт по здоровьесозидающей деятельности. Для педагогического коллектива школы здоровье – это одна из базовых профессиональных ценностей. Коллектив ОУ ориентирован на поиск и внедрение здоровьесозидающих технологий и на обеспечение высоких достижений учащихся за счет подбора адекватных технологий педагогической деятельности, а не увеличения нагрузки учащихся.

В ОУ уделяется большое внимание созданию оптимальных условий для работы педагогов. Регулярно проводятся медицинские осмотры, диспансеризация, вакцинация и другие профилактические мероприятия.

В школе осуществляется целенаправленная работа по развитию физической культуры учащихся и формированию здорового образа жизни. Эта работа осуществляется по следующим направлениям:

·         формирование ценностного отношения учащихся к проблемам здоровья

·         осуществление мониторинга здоровья учащихся

·         реализация систем спортивных мероприятий и двигательной активности учащихся как компонента воспитательной работы школы

·         организация рационального питания

·         создание материально-технического обеспечения формирования здорового образа жизни и развитии физической культуры учащихся

Урочная и внеурочная деятельность дополняют друг друга и  направлены на укрепление здоровья детей. Программы физкультурно-оздоровительной направленности и спортивно-массовые мероприятия реализуются и через систему организации досуга учащихся. Они также являются важным моментом здоровьесозидающей деятельности. Большое внимание уделяется организации динамических пауз, как вовремя уроков, так и вне.

В школе работает 3 группы продлённого дня (1-4 классы), где воспитатели не только помогают ребятам выполнить домашние задания, но и ведут различные кружки, дополнительные занятия и организовывают различные мероприятия. Также в начальной школе работает логопед.

Школа является активным участником различных спортивно-массовых мероприятий, у которых задействованы все участники образовательного процесса (учащиеся, родители и педагоги). В школе работают спортивные секции. 

Не только физическому, но и духовному воспитанию, как  одному из механизмов оздоровления и воспитания подрастающего поколения в  МБОУ «Мумринская СОШ» уделяется значительное внимание.

В ОУ налажена реализация системы просветительской работы по формированию у учащихся, педагогов и родителей культуры отношения к своему здоровью. 
Кроме того, в школе ведется работа социального характера:

Диагностические мероприятия:

- составление социального портрета школы (классов);

- выявление подростков, нуждающихся в психологической и социально-педагогической помощи.

Профилактические мероприятия:

- совместная работа с ОДН, КДН с неблагополучными семьями;

- проведение мероприятий по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения; 
- проведение индивидуальных консультаций для родителей, испытывающих трудности в воспитании детей.

За счет сетевого взаимодействия  ОУ с социальными партнерами значительно расширен круг различных услуг здоровьесозидающего характера.  Школа активно сотрудничает с ППМС центром и другими организациями Икрянинского района.

 

АНАЛИЗ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ МБОУ «Мумринская СОШ»

 

Внешние факторы:

Возможности

Угрозы

Наличие государственного заказа в области сохранения  и укрепления здоровья обучающихся.

Отсутствие единой государственной программы обеспечения здоровья населения.

Поддержка со стороны отдела образования и Комитета по образованию.

Низкий уровень культуры здоровья в обществе.

Развитая сеть учреждений Астраханской области,занимающихся научной деятельностью, подготовкой и повышением квалификации кадров в области здоровьесозидающей деятельности.

Увеличение числа социально неблагополучных семей и детей с ослабленным здоровьем.

Наличие нормативного обеспечения здоровьесберегающей деятельности.

Ухудшение общей экологической обстановки.

Наличие городских программ, направленных на поддержание социального здоровья, таких как «Толерантность».

Низкая межведомственная координация.

Наличие районной системы профилактики беспризорности и правонарушений.

Увеличение количества мигрантов. Относительно низкий культурный уровень социума.

 

Отсутствие целевого финансирования здоровьесберегающей деятельности ОУ.

 

Внутренние факторы:

Преимущества

Недостатки

Наличие высококвалифицированных специалистов и сотрудничества с психолого-медико-социальной службой в районе.

Отсутствие системы эффективного взаимодействия между учреждениями, занимающимися различными аспектами здоровьесбережения.

Хороший  профессиональный  уровень   педагогов.  Соответствие педагогических работников МБОУ «МСОШ» уровням квалификации.

Недостаточная готовность педагогов к деятельности в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Наличие в МБОУ «МСОШ» соглашения по  инновационной деятельности с ППМС центром и другими организациями, учреждений различных уровней, занимающихся проблемами в области сохранения и укрепления здоровья.

Отсутствие у части подростков твердых жизненных установок.

Наличие опыта инновационной деятельности в области здоровьесозидания.

Несоответствие ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических, методических и пр.) конкретному социальному заказу.

Наличие кружков и секций в ОУ и в организациях социальных партнеров школы, реализующих программы дополнительного образования детей здоровьеразвивающей направленности.

Недостаточное использование всех возможных ресурсов для привлечения дополнительного финансирования.

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА

 

Проведя анализ  физически-психологического самочувствия  школьников  с точки зрения здоровьесберегающей среды. Мы  выделили ряд проблем по сохранению и укреплению здоровья обучающихся:

-сохранение и укрепление физического здоровья детей;

-проблема создания положительного психологического климата и  активной жизненной позиции, субъектных отношений;

-организацию социально-профилактической работы с учащимися, в том числе создание условий для адаптации детей мигрантов формирование культуры здоровья субъектов образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей);

-проблемы улучшения материально-технической базы;

Для решения вышеперечисленных проблем необходимо создание   в школе условий, обеспечивающих реализацию в ОУ системной эффективной здоровьесозидающей. Решение данных проблем в МБОУ «Мумринская СОШ» возможно, благодаря разработанной в МБОУ «Мумринская СОШ» целевой программе «Здоровье», направленной на создание здоровьесозидающей среды и на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса. Эта программа опирается на существующие научно обоснованные подходы к организации здоровьсозидающей образовательной среды. Кроме того, существенным условием для решения вышеперечисленных проблем является наличие в ОУ хорошо подготовленных специалистов к реализации здоровьесозидающей деятельности, использованию в образовательном процессе современных здоровьесозидающих технологий. 

Для достижения эффективных результатов необходима в школе согласованная работа всех специалистов и Службы здоровья ОУ и совместная работа в данном направлении со специалистами районных и городских структур, обеспечивающая единое организационно-методическое сопровождение школы, целенаправленное и планомерное включение ресурсов района в здоровьесозидающую деятельность ОУ.

 

РЕСУРСЫ  МБОУ «Мумринская СОШ», ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММы

Ресурсы:
- квалифицированные кадры с опытом работы с использованием здоровьесберегающих технологий,
- развитие службы здоровья ОУ,

- опыт работы ОУ с социальными партнерами,

- наличие комплексной системы обеспечения безопасности в ОУ

Кадровые ресурсы:

В школе работает хороший стабильный коллектив, слаженный по своему составу и творческий по своей сути, всегда готовый к восприятию новых методик, с интересом следящий за новейшими разработками в области образования.

93% учителей школы имеют I и Высшую квалификационные категории, 20 учителей имеют различные награды. При этом учителя постоянно обучаются на различных курсах. 
В школе действует служба сопровождения, в состав которой входят социальный педагог, заместитель директора по воспитательной работе, логопед, школьный библиотекарь,  классные руководители.

Кроме того, в начальной школе, начавшей реализацию ФГОС,  действуют малая и большая службы сопровождения, что так же позволяет оказывать помощь и психолого-педагогическую поддержку учащимся на протяжении всего образовательного маршрута, создавать определённую систему средств, обеспечивающую комфортные условия обучения, воспитания и развития детей. Это позволяет реализовывать комплекс здоровьесберегающих технологий во всех видах деятельности, способствующей развитию физических, эмоциональных, действенно-практических возможностей учащихся.

 

Большая  группа сопровождения

 

Малая группа сопровождения

 

Классный руководитель

 

Медицинский работник

 

Воспитатель

 

Социальный педагог

 

Педагоги - предметники

 

Учитель-логопед

 

Педагоги дополнительного образования

 

Классный руководитель

 

Школьный библиотекарь

 

Родители

 

 

При организации внутрифирменного обучения в качестве лекторов приглашаются различные специалисты, работники прокуратуры, ОДН Икрянинского района, представители медицины и др.

Материально-технические ресурсы:

В школе имеется оборудованный спортивный зал, стадион, компьютерные классы для проведения уроков здоровья, хорошо оснащенные предметные кабинеты. Работает логопункт, кабинет социального педагога.

В школе функционирует читальный зал, библиотека, укомплектованная литературой, необходимой для выполнения творческих, проектных, исследовательских работ учителей и учащихся. За каждым классом закреплен учебный кабинет, имеются: 1компьютерный класс, 2кабинета английского языка, кабинет музыки, спортивный зал, столовая.

Методические ресурсы:

К ним относятся методические разработки уроков педагогов ОУ с применением здоровьесозидающих технологий. Программы, которые реализуются в рамках научно-методического сопровождения здоровьесберегающей деятельности ОУ: целевая программа «Здоровье».

Программы ППМС центра, Методические рекомендации по работе с семьей, по организации здоровьесберегающей среды в ОУ и пр.

Методические разработки по проведению семинаров и круглых столов по проблематике здоровьесбережения (для педагогов и родителей).

Методические разработки проведения классных часов по указанной проблематике.

Информационные ресурсы.

Информационная поддержка деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, осуществляется с помощью ежемесячных планов мероприятий Службы здоровья ОУ, зам. директоров, классных руководителей и планов ИМЦ, регулярного обновления сайта школы и пр.

 

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ПОВЫШЕНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ

Ориентация петербургской школы на признание ценности здоровья учащегося и педагога, на решение  проблемы здорового образа жизни имеет  первостепенное значение и находит отклик в многочисленных научных исследованиях. В  связи с этим реализация в ОУ целевой программы «Здоровье» (далее Программа) имеет актуальное значение. Разработка школьной программы «Здоровье» продиктована стремлением на новом уровне удовлетворить образовательные, духовные потребности учащихся, их родителей, в полной мере использовать творческий потенциал коллектива.

Основу реализации Программы составляет здоровьесозидающий подход к обеспечению здоровья участников образовательного процесса. Этот подход подчеркивает формирующий и развивающий характер влияния  образования на здоровье каждого человека и реализуется через создание здоровьесберегающей образовательной среды. 

Предлагаемая школой Программа базируется на понимании гармонического сочетания ОБРАЗОВАНИЯ и ЗДОРОВЬЯ детей и подростков как фундаментальных основ полноценного и гармоничного развития ребенка в соответствии с его физическими и психическими возможностями.

Ведущими концептуальными понятиями выступают
1) ЗДОРОВЬЕ участников образования,

 2) КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ,

3) ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА 

По определению Всемирной организации здравоохранения, «ЗДОРОВЬЕ - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов». С развитием человека на первое место выходят социальные и нравственные аспекты здоровья, ведущим принципом его обеспечения становятся собственные усилия человека, а именно:

Принципы обеспечения здоровья:

Сохранение

Укрепление

Формирование (развитие) здоровья

Обеспечить наиболее полное и глубокое изучение проблем здоровья, механизмов и условий его сохранения и развития в условиях школы возможно на основе совокупности системного, валеологического и культурологического подходов в образовании 
Программа опирается на следующие ведущие подходы:

·         гуманистический, личностно-ориентированный подход, предполагающий признание аксиологической ценности безопасности человека и  здоровья каждого отдельного субъекта образования

·         системный холистический подход к безопасности и индивидуальному здоровью человека, в основе которого лежит понимание безопасности и здоровья как многомерных  сопряженных систем, состоящих  из взаимозависимых компонентов (соматических, психических, социальных и нравственных)

·         созидающий подход к обеспечению  безопасности и здоровья человека, сущность которого состоит в признании определяющей роли культуры  безопасности и здоровья как ценностно-мотивационной составляющей целенаправленного оздоровления образа жизни

·         средовой подход к созданию условий для обеспечения безопасности и здоровья человека в системе образования, в котором образовательная среда определяется как совокупность внешних и внутренних по отношению к ОУ факторов, которые оказывают влияние на безопасность и здоровье человека

Данные подходы реализуются через создание в ОУ района условий, обеспечивающих реализацию двух стратегических направлений его развития:

·         становление безопасности участников образовательного процесса как противодействие факторам риска (физическим, психологическим, социальным, педагогическим, информационным)

·         развитие и становление здоровья участников образовательного процесса, формирование здорового образа жизни

Компоненты системной деятельности ОУ по решению проблемы здоровья представлены на рисунке (см. ниже)

 

В современной педагогической науке КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ понимается как «интегративное личностное образование, являющееся выражением гармоничности, богатства и целостности личности и отражающего универсальность ее связей с окружающим миром и людьми, а также способность к творческой и активной жизнедеятельности» .

Культура здоровья школьника - это интегративное личностное качество, приобретаемое в результате освоения и принятия индивидом духовного опыта человечества в сфере сохранения и укрепления здоровья, ответственности за его совершенствование в течение всей жизни.

Деятельностной формой проявления культуры здоровья выступает понятие «здоровый образ жизни», который трактуется современными исследователями как: 
1) способ жизнедеятельности, обеспечивающий формирование, сохранение и укрепление здоровья, способствующий выполнению человеком социально-биологических, 
2) способ биологической и социальной адаптации человека в конкретных условиях жизни, 
3) способ его выживания в условиях современного кризиса (экономического, экологического, социального). 

Основными компонентами здорового образа жизни (деятельностного компонента культуры здоровья) называют: оптимальный двигательный режим; тренировка иммунитета и закаливание; рациональное питание; психофизиологическая регуляция; рациональная организация жизнедеятельности (рациональный режим жизни); отсутствие вредных привычек; валеологическое самообразование.

Программа “Здоровье ” основана на принципах природосообразного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов к здоровьюсбережению в ОУ.

 

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

Создание санитарно-гигиенических и других условий здоровьесозидания, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья обучающихся (воспитанников) и педагогов.

Построение здоровьесозидающей образовательной среды, функционирующей на основе идеологии культуры здоровья, предполагающей формирование здорового образа жизни и организацию здоровьесозидающего уклада ОУ.

 

ЗАДАЧИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ

Выявить проблемы состояния здоровья учащихся и педагогов ОУ и определить пути их решения.

Разработка плана мероприятий по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей средствами внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс ОУ.

Создание системы организационно-методического сопровождения администрации и специалистов ОУ в области решения проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся (воспитанников) на основе взаимодействия с различными социальными партнерами.

Создание службы мониторинга здоровья детей и базы данных мониторинга здоровья школьников

Построение внутренней среды ОУ, обеспечивающей здоровьесозидающий характер образовательного процесса и безопасность обучающихся и педагогов:

-наличие общей и оздоровительной инфраструктуры, 

-создание условий для здорового питания, 

-внедрение здоровьесозидающих образовательных технологий, 
- построение научно обоснованного учебного режима, 

- обеспечение двигательной активности обучающихся.

Повышение уровня культуры здоровья как компонента общей культуры учащихся, педагогов, родителей;  и формирование на ее основе готовности к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья других людей.

Совершенствование работы по организации здорового питания, улучшения медицинского обслуживания.

Реализация программ и проектов, связанных с организованным досугом школьников и их семей (поддержание и развитие здоровья).

Поиск программ, проектов, разовых мероприятий районного, городского, всероссийского уровня, связанных с развитием массового спорта, пропагандой здорового образа жизни; включение в проекты названного содержания.

Привлечение «внешних» специалистов (психологов, медицинских работников, спортсменов) для участия в мероприятиях, связанных с пропагандой здорового образа жизни и развития массового спорта.

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

направления

Ценностные установки

Задачи формирования здорового и безопасного ОЖ

Планируемые результаты формирования  культуры здорового и безопасного ОЖ

1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения

Ценность здоровья и здорового образа жизни

Усовершенствовать условия для сбережения здоровья учащихся в ОУ

Улучшение здоровьесозидающей среды в ОУ.

(В настоящее время все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.)

2. Использование возможностей УМК «Перспектива» в образовательном процессе и различных образовательных программ, имеющих здороыьесозидающий характер

Отношение к здоровью детей как к главной ценности

Установка на безопасный, здоровый образ жизни

Формирование заинтересованного отношения детей к собственному здоровью

Обеспечение заинтересованного отношения педагогов и родителей к здоровью детей как к главной ценности

Формирование у учащихся ценностного отношения к здоровью своему и других людей

Формирование у учащихся элементарных представлений о физическом, нравственном, психическом и социальном здоровье человека

Формирование личного опыта здоровосберегающей деятельности

Формирование представлений о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его жизни в целом

3. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся

Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности

Повышение эффективности учебного процесса

Снижение функционального напряжения и утомления детей

Создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха

Обеспечение возможности обучающихся осуществлять учебную и внеучебную деятельность  в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями

Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к орга­низации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).
Применение в учебном процессе методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся. 
Строгое  соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.
Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные осо­бенности развития учащихся: темп развития и темп деятельности.
Регулярное проведение дней Здоровья

4. Организация физкультурно-оздоровительной работы

Положительное отношение к двигательной активности и совершенствование физического состояния

Обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов

Повышение адаптивных возможностей организма

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся

Формирование культуры здоровья

Полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях

Рациональная и соответствующая организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера

Организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности.
Организация работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования. 
Регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий

5. Реализация дополнительных образовательных программ

Ценность здоровья и здорового образа жизни

Включение учащихся в здоровьесозидающую деятельность

Создание и реализация в школе дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни

6. Просветительская работа с родителями (законными представителями)

Здоровье детей – главная ценность семейного воспитани

Включение родителей (законных представителей) в здоровьесозидающую  и здоровьеукрепляющую деятельность школы

Сложившаяся (или складывающаяся) система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей

7.Организация здорового питания

Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их питания

Организация здорового и рационального питания

Качественное и разнообразное питание

8.Семинары и консультации для учителей по вопросам создания здоровьесозидающей образовательной  среды

Ценность здоровья и здорового образа жизни

Организация и проведение семинаров и консультаций для учителей по вопросам создания здоровьесозидающей образовательной  среды ОУ

Формирование валеологической компетентности у педагогов Оу

 

УСЛОВИЯ (ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ) РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Общее руководства реализацией Программы «Здоровье» осуществляется Службой здоровья ОУ, которая организует:

а) организационно-методическое сопровождение основных направлений реализации Программы,

б) общественную экспертизу методических материалов, направляемых в банк ресурсов района,

в) анализ содержания деятельности основных направлений реализации Программы 

г) разрабатывает механизм тиражирования перспективных результатов деятельности ОУ в системе образования Красногвардейского района и др.

Постоянный контроль за выполнением программы осуществляет  Педагогический Совет в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством РФ.

Результаты контроля представляются ежегодно в Отдел образования Администрации Икрянинского, общественности через публичные доклады ОУ.

 

ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Источником финансирования деятельности Программы развития являются не только бюджетные, но и дополнительно привлеченные ресурсы (дополнительные платные услуги, спонсорская благотворительная помощь)

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ

 

Мероприятия

Сроки реализации

Ответственный

 

Разработка локальной нормативно-правовой базы для организации работы по сохранению и укреплению здоровья учащихс

Сентябрь – май

Председатель Службы здоровья

 

Создание информационного и материально-технического обеспечения здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения

ежегодно

Служба здоровья

 

Проведение системы тренингов, направленных на профилактику эмоционального выгорания и профессиональной деформации педагогов

Ноябрь каждого уч.г.

Председатель Службы здоровья

 

Проведение воспитательных и спортивных мероприятий, обеспечивающих формирование здорового образа жизни

ежегодно

Зам. дир . по УВР

 

Применение на уроках здоровьесозидающих технологий

ежегодно

Зам. дир . по УВР

 

Систематическая диагностика состояния здоровья учащихся

ежегодно, сентябрь

Группа сопровождения

 

Контроль за выполнением норм СанПиН и охраны труда

ежегодно, 1 раз в четверть

Зам. директора по УВР, классные руководители

 

Анализ состояния здоровья учащихся

ежегодно, 1 раз в полугодии

Зам. директора по ВР

 

Корректировка учебной программы по физической культуре в соответствии с результатами анализа здоровья учащихся

ежегодно, 
1 раз в четверть

Учителя по физической культуры

 

Проведение музыкальных и спортивных перемен

Постоянно

Зам. директора по ВР

 

Проведение «часа здоровья» на третьем уроке в начальной школе

Систематически

Учителя по физической культуре

 

Организация внеклассной работы по физической культуре после уроков

ежегодно, сентябрь

Зам. директора по ВР

 

- Проведение традиционных общешкольных спортивных соревнований и спортивно-оздоровительных мероприятий в ОУ. 
- Участие в спартакиаде школьников

в течение учебного года по графику спорт. соревнований

Зам. директора по ВР

 

Организация и проведение выездов за город, туристических слетов и походов Дней здоровья с привлечением родителей учащихся

ежегодно, 
1 раз в триместре

Зам. директора по ВР

 

Содействие в проведении медико-профилактических мероприятий медицинскими работниками закрепленных за школой поликлиник

постоянно

Зам. директора по ВР

 

Создание системы информированности родителей о результатах анализа состояния здоровья и профилактической работы в школе по оздоровлению детей

ежегодно

Зам. директора по ВР

 

Организация и проведение лекций и родительских собраний по проблемам возрастных особенностей обучающихся

ежегодно, 
1 раз в триместре

Зам. директора по ВР

 

Внедрение в образовательный процесс малых форм физического воспитания (физкультурные паузы, подвижные перемены, часы здоровья)

Постоянно

Зам. директора по ВР

 

Профилактика травматизма

Постоянно

Зам. директора по ВР

служба сопровождения

 

Психологическая помощь обучающимся из семей мигрантов и вынужденных переселенцев по адаптации к новой жизненной ситуации

Постоянно

Зам. директора по ВР

служба сопровождения

 

Проведение итоговой и промежуточной аттестации в щадящем режиме с учетом здоровья учащихся

Постоянно

Зам. директора по УВР

 

Создание зон отдыха и психологической разгрузки для обучающихся и учителей

ежегодно

Зам. директора по УВР и ВР, служба сопровождения

 

Обеспечение внутренней и антитеррористической безопасности и охрана труда

Постоянно

Зам. директора по АХ

 

Осуществление выборочного косметического ремонта учебных и служебных помещений

ежегодно

Зам. директора по АХЧ

 

Обновление ученической мебели в кабинетах и классах ОУ

ежегодно

Зам. директора по АХЧ

 

Поддержание   здания ОУ  в хорошем состоянии (ежегодные косметические ремонты, замена элементов систем водоснабжения, теплоснабжения, канализации, электрооснащения и др.)

ежегодно

Зам. директора по АХЧ

 

Преодоление адаптационного периода детей при поступлении в первый класс в щадящем режиме

ежегодно

Зам. директора по УВР, служба сопровождения

 

Организация специальных занятий с дошкольниками по подготовке к школе

ежегодно

Зам. директора по УВР

 

Лекции для родителей будущих первоклассников «Как подготовить ребенка к школе»

ежегодно

Зам. директора по УВР

 

 

ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ (С ОПИСАНИЕМ КАЖДОГО ЭТАПА

Реализация программы предполагается в период 2011 - 2015 гг. в три этапа:

I этап. - 2011-2012г. - Подготовительный этап  реализация Программы. 
Создание организационно-правовых условий для формирования безопасной среды и здоровьесберегающих условий обучения школьников.

II этап. - 2012 – 2014 г. – Формирующе-преобразующий (Основной) этап. Реализация Программы в целом. Расширение образовательного  потенциала деятельности щколы, в том числе  через работу секций дополнительного образования детей на базе ОУ и социальных партнеров. Стабилизация здоровья учащихся посредством совместной    деятельности мониторинговой службы и службы здоровья с участием   родительской общественности, частно-государственного партнерства. 

III этап - 2015 г. - Итогово-обобщающий этап. Анализ результатов внедрения Программы и тиражирование педагогического опыта. Определение перспективных путей дальнейшего развития Программы.

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ (ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ

Создание максимально благоприятных условий для формирования здоровьесберегающей среды в ОУ, которые позволят обеспечить:

·         повышение успешности учащихся в образовательной деятельности

·         формирование у учащихся готовности к сохранению и укреплению здоровья

·         снижение заболеваемости и функциональной напряженности учащихся

·         повышение готовности педагогов к здоровьесозидающей деятельности

·         усовершенствованную организацию здорового и рационального питания в ОУ

Наличие востребованного электронного банка ресурсов района и методических разработок в области обеспечения безопасности и  здоровьесозидающей деятельности ОУ

Повышение уровней валеологической грамотности и обеспечения безопасной жизнедеятельности обучающихся и их родителей; осознанная потребность в здоровом образе жизни.

Сбережение здоровья и формирование культуры здорового образа жизни у всех участников образовательного процесса.

Улучшение физического и эмоционально-психологического состояния всех участников образовательного процесса.

Расширение сети спортивных секций и видов физкультурно-оздоровительной работы

Рост спортивных  достижений обучающихся.

Повышение профессиональной компетенции педагогов и работников ОУ в сохранении и укреплении физического, нравственного, морального и социального здоровья обучающихся (воспитанников).

 

ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ:

- снижение заболеваемости учащихся на 10%;

- расширение спектра дополнительных образовательных услуг на 10% ежегодно;

- повышение степени удовлетворенности качеством образования в школе со стороны различных субъектов до 75%;

- снижение асоциальных случаев поведения школьников на 10%

- снижение показателей заболеваемости учащихся и педагогов школы

-доля здоровья детей с первой группой здоровья в общем контингенте школьников не менее 10%

-среднегодовой процент заболеваемости детей в общем контингенте детей, обучающихся и воспитываемых по программам начального образования в режиме 6-ти и более часов пребывания не более 50%

 

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Основные результаты реализации Программы  оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.

Инструментарий проведения контрол

- мониторинг результативности выполнения программы; 

-  степень участия учащихся ОУ в акциях по пропаганде ЗОЖ

- анализ статистических показателей и мониторинговых исследований 

- опросы учащихся, родителей, педагогов. 

- общественная оценка качества работы школы– анкетирование всех участников образовательного процесса;

- общественная оценка педагогического совета качества работы школы

 

Критерии эффективности реализации целевой программы

Для образовательных учреждений

·         количество  (динамика) чрезвычайных ситуаций в школе

·         количество официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, в которых принимает ОУ

·         доля учащихся,  охваченных различными формами физкультурно-оздоровительной работы

·         численность учащихся занимающихся в спортивных секциях по месту жительства

Для учащихся

·         количество пропусков учебных занятий учащимися (воспитанниками), дней/уч-ся/год

·         количество уроков физической культуры, пропущенных учащимися (воспитанниками) по освобождению, уроков/уч-ся/год

·         доля учащихся, участвующих в дополнительном образовании, %

·         доля учащихся, занимающихся в физкультурных и спортивных секциях, кружках по отношению к общему их количеству, %

·         доля учащихся, получивших травмы, по отношению к общему их количеству,%

·         количество (динамика) несчастных случаев в Оу

Для педагогов

·         доля педагогов, повысивших квалификацию в области обеспечения здоровья и безопасности учащихся, по отношению к общему их количеству,%

·         доля педагогов, владеющих здоровьесозидющими технологиями  по отношению к общему их количеству, %

 

Социальный эффект от реализации программы

 

Для ОУ и родителей

Совершенствование здоровьесберегающей образовательной среды ОУ.
Развитие социального партнерства с целью оптимизации здоровьесозидающего пространства образовательного учреждения 
Развитие службы здоровья и службы  сопровождения.
Учет и реализация интересов основных субъектов образовательного процесса

Повышение удовлетворенности родителей качеством предоставленных образовательных услуг

Для учащихся

Обеспечение образовательных запросов учащихся, имеющих особые образовательные потребности. 
Изменение отношения к своему здоровью как к ценности

Для системы образования и для педагогического 
сообщества

Получение положительного тиражируемого  инновационного опыта, подлежащего передаче ОУ района и города

Для местного сообщества и государства

Расширение и углубление валеологической составляющей петербургского компонента образования

 

ВОЗМОЖНЫЕ СЛОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

 

Возможные сложности (риски) реализации Программы

Пути их преодоления

Формальный подход ОУ к реализации здоровьесозидающей деятельности

Стимулирование деятельности ОУ в области здоровьесозидания и формирование установки на получение результатов деятельности

Возможно неприятие инновационных форм организации образовательного процесса на валеологической основе частью педагогов

Просветительская работа с педагогами.
- Обучение педагогов на курсах повышения квалификации.
- Методическая поддержка педагогов

Недостаточность бюджетного финансирования

Поиск дополнительных финансовых средств

 

 

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММы

Нормативно-правовую основу и методическое обеспечение реализации Программы составляют документы, характеризующие российскую государственную политику, региональные нормативные акты, локальные акты образовательного учреждения, методические материалы .

 

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ ПРОГРАММЫ

Здоровьесозидающая образовательная среда (ЗОС)– совокупность компонентов ОУ, их функциональных взаимосвязей и субъектов – педагогов, учащихся (воспитанников) и родителей, в деятельности которых реализуется обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса

Культура здоровья (КЗ) – сознательная система действий и отношений, определяющих качество индивидуального здоровья человека, слагающаяся из ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей и являющая основой здорового образа жизни

Сетевое взаимодействие – установление взаимосвязи между различными образовательными учреждениями или их подразделениями (в данном случае – службами здоровья). Основу сетевого взаимодействия составляют не структурные преобразования, а многочисленные социальные связи, обеспечивающие условия для создания общего образовательного пространства. Сетевое взаимодействие основывается на следующих принципах: открытость и общедоступность определенных ресурсов членов сети как для других членов сети, так и для непрофессиональной общественности; преимущественно «горизонтальное», не иерархическое взаимодействие членов сети

Служба здоровья образовательного учреждения (СЗОУ) – организационная форма взаимодействия специалистов ОУ по обеспечению здоровья участников образовательного процесса, формированию их здорового образа жизни

Социальное партнерство – технология координации разнонаправленной взаимовыгодной деятельности различных социальных субъектов, вынужденных в силу дефицита ресурсов, иных ограничивающих факторов объединить усилия, материальные возможности и инфраструктуру. Основными категориями социальных партнеров ОУ могут быть органы законодательной и исполнительной власти, учреждения, общественные организации и отдельные категории граждан, заинтересованные в совместной разработке механизмов сохранения и укрепления здоровья детей

 

 

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"