Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мумринская средняя общеобразовательная школа»
Икрянинского района, Астраханской области
Согласовано с ПК
протокол № __
от ____________ 201_ г.
____________ /Завадина Т.Н./ |
Утверждено
и введено в действие
приказом № ___
от ___________ 201__ г.
Директор МБОУ «Мумринская СОШ»
_________ /Попова Л.В./
|
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«ЗДОРОВЬЕ»
на 2012 – 2016 гг.
с. Мумра
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Обоснование необходимости реализации программ
1) Актуальность
2) Описание опыта решения проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся в МБОУ «Мумринская СОШ»
3) Анализ внешних и внутренних факторов потенциала развития МБОУ «Мумринская СОШ»
4) Характеристика основных проблем, на решение которых направлена Программа
2. Ресурсы МБОУ «Мумринская СОШ», поддерживающие реализацию Программы
3. Стратегические цели и задачи образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, повышению культуры здоровья
1) Концептуальные положения, ведущие подходы и принципы, определяющие реализацию программы
2) Стратегические цели программы
3) Задачи, обеспечивающие достижение поставленных целей
4. Основные направления реализации Программы по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, повышению культуры здоровья в образовательном учреждении
5. Условия (организационные механизмы) реализации Программы
1) Организационно-функциональная модель реализации Программы
2) Финансово-экономическое обоснование реализации Программы
3) План мероприятий Программы
4) Этапы и сроки реализации программы
5) Ожидаемые результаты реализации Программы (предполагаемые результаты и индикаторы их достижения)
6) Методика оценки эффективности реализации программы
7) Возможные сложности реализации программы и пути их преодоления
8) Нормативно-правовое и методическое обеспечение реализации программы
9) Основные термины и понятия программы
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
АКТУАЛЬНОСТЬ
Актуальность данной программы обусловлена приоритетным направлениям государственной политики в области образования на сохранение здоровья школьников. Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников является одной из важнейших задач современной школы и требование сохранения здоровья учащихся находятся на первом месте в иерархии запросов к результатам общего образования и реализуется в соответствии со стратегических документами, определяющими развитие системы образования Российской Федерации, в том числе Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» (направление «Здоровье в школе»), Доктриной информационной безопасности РФ, Федеральным законом «О безопасности», Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения (Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся), Стратегией развития системы образования Астраханской области 2011-2020 гг.
По материалам Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения 95% опрошенных среди всех заинтересованных групп (семей, школьных специалистов, педагогической общественности, медицинских ассоциаций и т.п.) включают сохранение здоровья школьников в первую пятерку своих потребностных запросов.
Результаты медицинского осмотра учащихся МБОУ «Мумринская СОШ» свидетельствуют о том, что наиболее распространены у детей такие заболевания, как:
1. патология костно-мышечной системы;
2. болезни органов зрения,
3. болезни органов дыхания;
4. патология пищеварительного тракта;
5. Сердечно сосудистые;
Целевая программа «Здоровье» МБОУ «Мумринская СОШ» - это комплексная программа, направленная на формирование здоровьесозидающей среды и здорового образа жизни ребенка, сохранение и укрепление здоровья учащихся и учителей; воспитание у них внутренней потребности вести здоровый образ жизни.
ОПИСАНИЕ ОПЫТА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ В МБОУ «Мумринская СОШ»
В МБОУ «Мумринская СОШ» – большой опыт по здоровьесозидающей деятельности. Для педагогического коллектива школы здоровье – это одна из базовых профессиональных ценностей. Коллектив ОУ ориентирован на поиск и внедрение здоровьесозидающих технологий и на обеспечение высоких достижений учащихся за счет подбора адекватных технологий педагогической деятельности, а не увеличения нагрузки учащихся.
В ОУ уделяется большое внимание созданию оптимальных условий для работы педагогов. Регулярно проводятся медицинские осмотры, диспансеризация, вакцинация и другие профилактические мероприятия.
В школе осуществляется целенаправленная работа по развитию физической культуры учащихся и формированию здорового образа жизни. Эта работа осуществляется по следующим направлениям:
· формирование ценностного отношения учащихся к проблемам здоровья
· осуществление мониторинга здоровья учащихся
· реализация систем спортивных мероприятий и двигательной активности учащихся как компонента воспитательной работы школы
· организация рационального питания
· создание материально-технического обеспечения формирования здорового образа жизни и развитии физической культуры учащихся
Урочная и внеурочная деятельность дополняют друг друга и направлены на укрепление здоровья детей. Программы физкультурно-оздоровительной направленности и спортивно-массовые мероприятия реализуются и через систему организации досуга учащихся. Они также являются важным моментом здоровьесозидающей деятельности. Большое внимание уделяется организации динамических пауз, как вовремя уроков, так и вне.
В школе работает 3 группы продлённого дня (1-4 классы), где воспитатели не только помогают ребятам выполнить домашние задания, но и ведут различные кружки, дополнительные занятия и организовывают различные мероприятия. Также в начальной школе работает логопед.
Школа является активным участником различных спортивно-массовых мероприятий, у которых задействованы все участники образовательного процесса (учащиеся, родители и педагоги). В школе работают спортивные секции.
Не только физическому, но и духовному воспитанию, как одному из механизмов оздоровления и воспитания подрастающего поколения в МБОУ «Мумринская СОШ» уделяется значительное внимание.
В ОУ налажена реализация системы просветительской работы по формированию у учащихся, педагогов и родителей культуры отношения к своему здоровью.
Кроме того, в школе ведется работа социального характера:
Диагностические мероприятия:
- составление социального портрета школы (классов);
- выявление подростков, нуждающихся в психологической и социально-педагогической помощи.
Профилактические мероприятия:
- совместная работа с ОДН, КДН с неблагополучными семьями;
- проведение мероприятий по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения;
- проведение индивидуальных консультаций для родителей, испытывающих трудности в воспитании детей.
За счет сетевого взаимодействия ОУ с социальными партнерами значительно расширен круг различных услуг здоровьесозидающего характера. Школа активно сотрудничает с ППМС центром и другими организациями Икрянинского района.
АНАЛИЗ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ МБОУ «Мумринская СОШ»
Внешние факторы:
Возможности |
Угрозы |
Наличие государственного заказа в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся. |
Отсутствие единой государственной программы обеспечения здоровья населения. |
Поддержка со стороны отдела образования и Комитета по образованию. |
Низкий уровень культуры здоровья в обществе. |
Развитая сеть учреждений Астраханской области,занимающихся научной деятельностью, подготовкой и повышением квалификации кадров в области здоровьесозидающей деятельности. |
Увеличение числа социально неблагополучных семей и детей с ослабленным здоровьем. |
Наличие нормативного обеспечения здоровьесберегающей деятельности. |
Ухудшение общей экологической обстановки. |
Наличие городских программ, направленных на поддержание социального здоровья, таких как «Толерантность». |
Низкая межведомственная координация. |
Наличие районной системы профилактики беспризорности и правонарушений. |
Увеличение количества мигрантов. Относительно низкий культурный уровень социума. |
|
Отсутствие целевого финансирования здоровьесберегающей деятельности ОУ. |
Внутренние факторы:
Преимущества |
Недостатки |
Наличие высококвалифицированных специалистов и сотрудничества с психолого-медико-социальной службой в районе. |
Отсутствие системы эффективного взаимодействия между учреждениями, занимающимися различными аспектами здоровьесбережения. |
Хороший профессиональный уровень педагогов. Соответствие педагогических работников МБОУ «МСОШ» уровням квалификации. |
Недостаточная готовность педагогов к деятельности в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся. |
Наличие в МБОУ «МСОШ» соглашения по инновационной деятельности с ППМС центром и другими организациями, учреждений различных уровней, занимающихся проблемами в области сохранения и укрепления здоровья. |
Отсутствие у части подростков твердых жизненных установок. |
Наличие опыта инновационной деятельности в области здоровьесозидания. |
Несоответствие ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических, методических и пр.) конкретному социальному заказу. |
Наличие кружков и секций в ОУ и в организациях социальных партнеров школы, реализующих программы дополнительного образования детей здоровьеразвивающей направленности. |
Недостаточное использование всех возможных ресурсов для привлечения дополнительного финансирования. |
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА
Проведя анализ физически-психологического самочувствия школьников с точки зрения здоровьесберегающей среды. Мы выделили ряд проблем по сохранению и укреплению здоровья обучающихся:
-сохранение и укрепление физического здоровья детей;
-проблема создания положительного психологического климата и активной жизненной позиции, субъектных отношений;
-организацию социально-профилактической работы с учащимися, в том числе создание условий для адаптации детей мигрантов формирование культуры здоровья субъектов образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей);
-проблемы улучшения материально-технической базы;
Для решения вышеперечисленных проблем необходимо создание в школе условий, обеспечивающих реализацию в ОУ системной эффективной здоровьесозидающей. Решение данных проблем в МБОУ «Мумринская СОШ» возможно, благодаря разработанной в МБОУ «Мумринская СОШ» целевой программе «Здоровье», направленной на создание здоровьесозидающей среды и на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса. Эта программа опирается на существующие научно обоснованные подходы к организации здоровьсозидающей образовательной среды. Кроме того, существенным условием для решения вышеперечисленных проблем является наличие в ОУ хорошо подготовленных специалистов к реализации здоровьесозидающей деятельности, использованию в образовательном процессе современных здоровьесозидающих технологий.
Для достижения эффективных результатов необходима в школе согласованная работа всех специалистов и Службы здоровья ОУ и совместная работа в данном направлении со специалистами районных и городских структур, обеспечивающая единое организационно-методическое сопровождение школы, целенаправленное и планомерное включение ресурсов района в здоровьесозидающую деятельность ОУ.
РЕСУРСЫ МБОУ «Мумринская СОШ», ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММы
Ресурсы:
- квалифицированные кадры с опытом работы с использованием здоровьесберегающих технологий,
- развитие службы здоровья ОУ,
- опыт работы ОУ с социальными партнерами,
- наличие комплексной системы обеспечения безопасности в ОУ
Кадровые ресурсы:
В школе работает хороший стабильный коллектив, слаженный по своему составу и творческий по своей сути, всегда готовый к восприятию новых методик, с интересом следящий за новейшими разработками в области образования.
93% учителей школы имеют I и Высшую квалификационные категории, 20 учителей имеют различные награды. При этом учителя постоянно обучаются на различных курсах.
В школе действует служба сопровождения, в состав которой входят социальный педагог, заместитель директора по воспитательной работе, логопед, школьный библиотекарь, классные руководители.
Кроме того, в начальной школе, начавшей реализацию ФГОС, действуют малая и большая службы сопровождения, что так же позволяет оказывать помощь и психолого-педагогическую поддержку учащимся на протяжении всего образовательного маршрута, создавать определённую систему средств, обеспечивающую комфортные условия обучения, воспитания и развития детей. Это позволяет реализовывать комплекс здоровьесберегающих технологий во всех видах деятельности, способствующей развитию физических, эмоциональных, действенно-практических возможностей учащихся.
Большая группа сопровождения
|
Малая группа сопровождения
|
Классный руководитель
|
Медицинский работник
|
Воспитатель
|
Социальный педагог
|
Педагоги - предметники
|
Учитель-логопед
|
Педагоги дополнительного образования
|
Классный руководитель
|
Школьный библиотекарь
|
|
Родители
|
|
При организации внутрифирменного обучения в качестве лекторов приглашаются различные специалисты, работники прокуратуры, ОДН Икрянинского района, представители медицины и др.
Материально-технические ресурсы:
В школе имеется оборудованный спортивный зал, стадион, компьютерные классы для проведения уроков здоровья, хорошо оснащенные предметные кабинеты. Работает логопункт, кабинет социального педагога.
В школе функционирует читальный зал, библиотека, укомплектованная литературой, необходимой для выполнения творческих, проектных, исследовательских работ учителей и учащихся. За каждым классом закреплен учебный кабинет, имеются: 1компьютерный класс, 2кабинета английского языка, кабинет музыки, спортивный зал, столовая.
Методические ресурсы:
К ним относятся методические разработки уроков педагогов ОУ с применением здоровьесозидающих технологий. Программы, которые реализуются в рамках научно-методического сопровождения здоровьесберегающей деятельности ОУ: целевая программа «Здоровье».
Программы ППМС центра, Методические рекомендации по работе с семьей, по организации здоровьесберегающей среды в ОУ и пр.
Методические разработки по проведению семинаров и круглых столов по проблематике здоровьесбережения (для педагогов и родителей).
Методические разработки проведения классных часов по указанной проблематике.
Информационные ресурсы.
Информационная поддержка деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, осуществляется с помощью ежемесячных планов мероприятий Службы здоровья ОУ, зам. директоров, классных руководителей и планов ИМЦ, регулярного обновления сайта школы и пр.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ПОВЫШЕНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
Ориентация петербургской школы на признание ценности здоровья учащегося и педагога, на решение проблемы здорового образа жизни имеет первостепенное значение и находит отклик в многочисленных научных исследованиях. В связи с этим реализация в ОУ целевой программы «Здоровье» (далее Программа) имеет актуальное значение. Разработка школьной программы «Здоровье» продиктована стремлением на новом уровне удовлетворить образовательные, духовные потребности учащихся, их родителей, в полной мере использовать творческий потенциал коллектива.
Основу реализации Программы составляет здоровьесозидающий подход к обеспечению здоровья участников образовательного процесса. Этот подход подчеркивает формирующий и развивающий характер влияния образования на здоровье каждого человека и реализуется через создание здоровьесберегающей образовательной среды.
Предлагаемая школой Программа базируется на понимании гармонического сочетания ОБРАЗОВАНИЯ и ЗДОРОВЬЯ детей и подростков как фундаментальных основ полноценного и гармоничного развития ребенка в соответствии с его физическими и психическими возможностями.
Ведущими концептуальными понятиями выступают:
1) ЗДОРОВЬЕ участников образования,
2) КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ,
3) ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
По определению Всемирной организации здравоохранения, «ЗДОРОВЬЕ - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов». С развитием человека на первое место выходят социальные и нравственные аспекты здоровья, ведущим принципом его обеспечения становятся собственные усилия человека, а именно:
Принципы обеспечения здоровья:
Сохранение
Укрепление
Формирование (развитие) здоровья
Обеспечить наиболее полное и глубокое изучение проблем здоровья, механизмов и условий его сохранения и развития в условиях школы возможно на основе совокупности системного, валеологического и культурологического подходов в образовании
Программа опирается на следующие ведущие подходы:
· гуманистический, личностно-ориентированный подход, предполагающий признание аксиологической ценности безопасности человека и здоровья каждого отдельного субъекта образования
· системный холистический подход к безопасности и индивидуальному здоровью человека, в основе которого лежит понимание безопасности и здоровья как многомерных сопряженных систем, состоящих из взаимозависимых компонентов (соматических, психических, социальных и нравственных)
· созидающий подход к обеспечению безопасности и здоровья человека, сущность которого состоит в признании определяющей роли культуры безопасности и здоровья как ценностно-мотивационной составляющей целенаправленного оздоровления образа жизни
· средовой подход к созданию условий для обеспечения безопасности и здоровья человека в системе образования, в котором образовательная среда определяется как совокупность внешних и внутренних по отношению к ОУ факторов, которые оказывают влияние на безопасность и здоровье человека
Данные подходы реализуются через создание в ОУ района условий, обеспечивающих реализацию двух стратегических направлений его развития:
· становление безопасности участников образовательного процесса как противодействие факторам риска (физическим, психологическим, социальным, педагогическим, информационным)
· развитие и становление здоровья участников образовательного процесса, формирование здорового образа жизни
Компоненты системной деятельности ОУ по решению проблемы здоровья представлены на рисунке (см. ниже)

В современной педагогической науке КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ понимается как «интегративное личностное образование, являющееся выражением гармоничности, богатства и целостности личности и отражающего универсальность ее связей с окружающим миром и людьми, а также способность к творческой и активной жизнедеятельности» .
Культура здоровья школьника - это интегративное личностное качество, приобретаемое в результате освоения и принятия индивидом духовного опыта человечества в сфере сохранения и укрепления здоровья, ответственности за его совершенствование в течение всей жизни.
Деятельностной формой проявления культуры здоровья выступает понятие «здоровый образ жизни», который трактуется современными исследователями как:
1) способ жизнедеятельности, обеспечивающий формирование, сохранение и укрепление здоровья, способствующий выполнению человеком социально-биологических,
2) способ биологической и социальной адаптации человека в конкретных условиях жизни,
3) способ его выживания в условиях современного кризиса (экономического, экологического, социального).
Основными компонентами здорового образа жизни (деятельностного компонента культуры здоровья) называют: оптимальный двигательный режим; тренировка иммунитета и закаливание; рациональное питание; психофизиологическая регуляция; рациональная организация жизнедеятельности (рациональный режим жизни); отсутствие вредных привычек; валеологическое самообразование.
Программа “Здоровье ” основана на принципах природосообразного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов к здоровьюсбережению в ОУ.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Создание санитарно-гигиенических и других условий здоровьесозидания, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья обучающихся (воспитанников) и педагогов.
Построение здоровьесозидающей образовательной среды, функционирующей на основе идеологии культуры здоровья, предполагающей формирование здорового образа жизни и организацию здоровьесозидающего уклада ОУ.
ЗАДАЧИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ
Выявить проблемы состояния здоровья учащихся и педагогов ОУ и определить пути их решения.
Разработка плана мероприятий по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей средствами внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс ОУ.
Создание системы организационно-методического сопровождения администрации и специалистов ОУ в области решения проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся (воспитанников) на основе взаимодействия с различными социальными партнерами.
Создание службы мониторинга здоровья детей и базы данных мониторинга здоровья школьников
Построение внутренней среды ОУ, обеспечивающей здоровьесозидающий характер образовательного процесса и безопасность обучающихся и педагогов:
-наличие общей и оздоровительной инфраструктуры,
-создание условий для здорового питания,
-внедрение здоровьесозидающих образовательных технологий,
- построение научно обоснованного учебного режима,
- обеспечение двигательной активности обучающихся.
Повышение уровня культуры здоровья как компонента общей культуры учащихся, педагогов, родителей; и формирование на ее основе готовности к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья других людей.
Совершенствование работы по организации здорового питания, улучшения медицинского обслуживания.
Реализация программ и проектов, связанных с организованным досугом школьников и их семей (поддержание и развитие здоровья).
Поиск программ, проектов, разовых мероприятий районного, городского, всероссийского уровня, связанных с развитием массового спорта, пропагандой здорового образа жизни; включение в проекты названного содержания.
Привлечение «внешних» специалистов (психологов, медицинских работников, спортсменов) для участия в мероприятиях, связанных с пропагандой здорового образа жизни и развития массового спорта.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
направления |
Ценностные установки |
Задачи формирования здорового и безопасного ОЖ |
Планируемые результаты формирования культуры здорового и безопасного ОЖ |
1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения |
Ценность здоровья и здорового образа жизни |
Усовершенствовать условия для сбережения здоровья учащихся в ОУ |
Улучшение здоровьесозидающей среды в ОУ.
(В настоящее время все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.) |
2. Использование возможностей УМК «Перспектива» в образовательном процессе и различных образовательных программ, имеющих здороыьесозидающий характер |
Отношение к здоровью детей как к главной ценности |
Установка на безопасный, здоровый образ жизни
Формирование заинтересованного отношения детей к собственному здоровью
Обеспечение заинтересованного отношения педагогов и родителей к здоровью детей как к главной ценности |
Формирование у учащихся ценностного отношения к здоровью своему и других людей
Формирование у учащихся элементарных представлений о физическом, нравственном, психическом и социальном здоровье человека
Формирование личного опыта здоровосберегающей деятельности
Формирование представлений о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его жизни в целом |
3. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся |
Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности |
Повышение эффективности учебного процесса
Снижение функционального напряжения и утомления детей
Создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха
Обеспечение возможности обучающихся осуществлять учебную и внеучебную деятельность в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями |
Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях). Применение в учебном процессе методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся. Строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств. Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные особенности развития учащихся: темп развития и темп деятельности. Регулярное проведение дней Здоровья |
4. Организация физкультурно-оздоровительной работы |
Положительное отношение к двигательной активности и совершенствование физического состояния |
Обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов
Повышение адаптивных возможностей организма
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся
Формирование культуры здоровья |
Полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях
Рациональная и соответствующая организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера
Организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности. Организация работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования. Регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий |
5. Реализация дополнительных образовательных программ |
Ценность здоровья и здорового образа жизни |
Включение учащихся в здоровьесозидающую деятельность |
Создание и реализация в школе дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни |
6. Просветительская работа с родителями (законными представителями) |
Здоровье детей – главная ценность семейного воспитани |
Включение родителей (законных представителей) в здоровьесозидающую и здоровьеукрепляющую деятельность школы |
Сложившаяся (или складывающаяся) система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей |
7.Организация здорового питания |
Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их питания |
Организация здорового и рационального питания |
Качественное и разнообразное питание |
8.Семинары и консультации для учителей по вопросам создания здоровьесозидающей образовательной среды |
Ценность здоровья и здорового образа жизни |
Организация и проведение семинаров и консультаций для учителей по вопросам создания здоровьесозидающей образовательной среды ОУ |
Формирование валеологической компетентности у педагогов Оу |
УСЛОВИЯ (ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ) РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Общее руководства реализацией Программы «Здоровье» осуществляется Службой здоровья ОУ, которая организует:
а) организационно-методическое сопровождение основных направлений реализации Программы,
б) общественную экспертизу методических материалов, направляемых в банк ресурсов района,
в) анализ содержания деятельности основных направлений реализации Программы
г) разрабатывает механизм тиражирования перспективных результатов деятельности ОУ в системе образования Красногвардейского района и др.
Постоянный контроль за выполнением программы осуществляет Педагогический Совет в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством РФ.
Результаты контроля представляются ежегодно в Отдел образования Администрации Икрянинского, общественности через публичные доклады ОУ.
ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
Источником финансирования деятельности Программы развития являются не только бюджетные, но и дополнительно привлеченные ресурсы (дополнительные платные услуги, спонсорская благотворительная помощь)
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ
№ |
Мероприятия |
Сроки реализации |
Ответственный |
|
Разработка локальной нормативно-правовой базы для организации работы по сохранению и укреплению здоровья учащихс |
Сентябрь – май
|
Председатель Службы здоровья |
|
Создание информационного и материально-технического обеспечения здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения |
ежегодно |
Служба здоровья |
|
Проведение системы тренингов, направленных на профилактику эмоционального выгорания и профессиональной деформации педагогов |
Ноябрь каждого уч.г. |
Председатель Службы здоровья |
|
Проведение воспитательных и спортивных мероприятий, обеспечивающих формирование здорового образа жизни |
ежегодно |
Зам. дир . по УВР |
|
Применение на уроках здоровьесозидающих технологий |
ежегодно |
Зам. дир . по УВР |
|
Систематическая диагностика состояния здоровья учащихся |
ежегодно, сентябрь |
Группа сопровождения |
|
Контроль за выполнением норм СанПиН и охраны труда |
ежегодно, 1 раз в четверть |
Зам. директора по УВР, классные руководители |
|
Анализ состояния здоровья учащихся |
ежегодно, 1 раз в полугодии |
Зам. директора по ВР |
|
Корректировка учебной программы по физической культуре в соответствии с результатами анализа здоровья учащихся |
ежегодно, 1 раз в четверть |
Учителя по физической культуры |
|
Проведение музыкальных и спортивных перемен |
Постоянно |
Зам. директора по ВР |
|
Проведение «часа здоровья» на третьем уроке в начальной школе |
Систематически |
Учителя по физической культуре |
|
Организация внеклассной работы по физической культуре после уроков |
ежегодно, сентябрь |
Зам. директора по ВР |
|
- Проведение традиционных общешкольных спортивных соревнований и спортивно-оздоровительных мероприятий в ОУ. - Участие в спартакиаде школьников |
в течение учебного года по графику спорт. соревнований |
Зам. директора по ВР |
|
Организация и проведение выездов за город, туристических слетов и походов Дней здоровья с привлечением родителей учащихся |
ежегодно, 1 раз в триместре |
Зам. директора по ВР |
|
Содействие в проведении медико-профилактических мероприятий медицинскими работниками закрепленных за школой поликлиник |
постоянно |
Зам. директора по ВР |
|
Создание системы информированности родителей о результатах анализа состояния здоровья и профилактической работы в школе по оздоровлению детей |
ежегодно |
Зам. директора по ВР |
|
Организация и проведение лекций и родительских собраний по проблемам возрастных особенностей обучающихся |
ежегодно, 1 раз в триместре |
Зам. директора по ВР |
|
Внедрение в образовательный процесс малых форм физического воспитания (физкультурные паузы, подвижные перемены, часы здоровья) |
Постоянно |
Зам. директора по ВР |
|
Профилактика травматизма |
Постоянно |
Зам. директора по ВР
служба сопровождения |
|
Психологическая помощь обучающимся из семей мигрантов и вынужденных переселенцев по адаптации к новой жизненной ситуации |
Постоянно |
Зам. директора по ВР
служба сопровождения |
|
Проведение итоговой и промежуточной аттестации в щадящем режиме с учетом здоровья учащихся |
Постоянно |
Зам. директора по УВР |
|
Создание зон отдыха и психологической разгрузки для обучающихся и учителей |
ежегодно |
Зам. директора по УВР и ВР, служба сопровождения |
|
Обеспечение внутренней и антитеррористической безопасности и охрана труда |
Постоянно |
Зам. директора по АХ |
|
Осуществление выборочного косметического ремонта учебных и служебных помещений |
ежегодно |
Зам. директора по АХЧ |
|
Обновление ученической мебели в кабинетах и классах ОУ |
ежегодно |
Зам. директора по АХЧ |
|
Поддержание здания ОУ в хорошем состоянии (ежегодные косметические ремонты, замена элементов систем водоснабжения, теплоснабжения, канализации, электрооснащения и др.) |
ежегодно |
Зам. директора по АХЧ |
|
Преодоление адаптационного периода детей при поступлении в первый класс в щадящем режиме |
ежегодно |
Зам. директора по УВР, служба сопровождения |
|
Организация специальных занятий с дошкольниками по подготовке к школе |
ежегодно |
Зам. директора по УВР |
|
Лекции для родителей будущих первоклассников «Как подготовить ребенка к школе» |
ежегодно |
Зам. директора по УВР |
ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ (С ОПИСАНИЕМ КАЖДОГО ЭТАПА
Реализация программы предполагается в период 2011 - 2015 гг. в три этапа:
I этап. - 2011-2012г. - Подготовительный этап реализация Программы.
Создание организационно-правовых условий для формирования безопасной среды и здоровьесберегающих условий обучения школьников.
II этап. - 2012 – 2014 г. – Формирующе-преобразующий (Основной) этап. Реализация Программы в целом. Расширение образовательного потенциала деятельности щколы, в том числе через работу секций дополнительного образования детей на базе ОУ и социальных партнеров. Стабилизация здоровья учащихся посредством совместной деятельности мониторинговой службы и службы здоровья с участием родительской общественности, частно-государственного партнерства.
III этап - 2015 г. - Итогово-обобщающий этап. Анализ результатов внедрения Программы и тиражирование педагогического опыта. Определение перспективных путей дальнейшего развития Программы.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ (ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
Создание максимально благоприятных условий для формирования здоровьесберегающей среды в ОУ, которые позволят обеспечить:
· повышение успешности учащихся в образовательной деятельности
· формирование у учащихся готовности к сохранению и укреплению здоровья
· снижение заболеваемости и функциональной напряженности учащихся
· повышение готовности педагогов к здоровьесозидающей деятельности
· усовершенствованную организацию здорового и рационального питания в ОУ
Наличие востребованного электронного банка ресурсов района и методических разработок в области обеспечения безопасности и здоровьесозидающей деятельности ОУ
Повышение уровней валеологической грамотности и обеспечения безопасной жизнедеятельности обучающихся и их родителей; осознанная потребность в здоровом образе жизни.
Сбережение здоровья и формирование культуры здорового образа жизни у всех участников образовательного процесса.
Улучшение физического и эмоционально-психологического состояния всех участников образовательного процесса.
Расширение сети спортивных секций и видов физкультурно-оздоровительной работы
Рост спортивных достижений обучающихся.
Повышение профессиональной компетенции педагогов и работников ОУ в сохранении и укреплении физического, нравственного, морального и социального здоровья обучающихся (воспитанников).
ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ:
- снижение заболеваемости учащихся на 10%;
- расширение спектра дополнительных образовательных услуг на 10% ежегодно;
- повышение степени удовлетворенности качеством образования в школе со стороны различных субъектов до 75%;
- снижение асоциальных случаев поведения школьников на 10%
- снижение показателей заболеваемости учащихся и педагогов школы
-доля здоровья детей с первой группой здоровья в общем контингенте школьников не менее 10%
-среднегодовой процент заболеваемости детей в общем контингенте детей, обучающихся и воспитываемых по программам начального образования в режиме 6-ти и более часов пребывания не более 50%
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Основные результаты реализации Программы оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.
Инструментарий проведения контрол
- мониторинг результативности выполнения программы;
- степень участия учащихся ОУ в акциях по пропаганде ЗОЖ
- анализ статистических показателей и мониторинговых исследований
- опросы учащихся, родителей, педагогов.
- общественная оценка качества работы школы– анкетирование всех участников образовательного процесса;
- общественная оценка педагогического совета качества работы школы
Критерии эффективности реализации целевой программы
Для образовательных учреждений
· количество (динамика) чрезвычайных ситуаций в школе
· количество официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, в которых принимает ОУ
· доля учащихся, охваченных различными формами физкультурно-оздоровительной работы
· численность учащихся занимающихся в спортивных секциях по месту жительства
Для учащихся
· количество пропусков учебных занятий учащимися (воспитанниками), дней/уч-ся/год
· количество уроков физической культуры, пропущенных учащимися (воспитанниками) по освобождению, уроков/уч-ся/год
· доля учащихся, участвующих в дополнительном образовании, %
· доля учащихся, занимающихся в физкультурных и спортивных секциях, кружках по отношению к общему их количеству, %
· доля учащихся, получивших травмы, по отношению к общему их количеству,%
· количество (динамика) несчастных случаев в Оу
Для педагогов
· доля педагогов, повысивших квалификацию в области обеспечения здоровья и безопасности учащихся, по отношению к общему их количеству,%
· доля педагогов, владеющих здоровьесозидющими технологиями по отношению к общему их количеству, %
Социальный эффект от реализации программы
Для ОУ и родителей |
Совершенствование здоровьесберегающей образовательной среды ОУ. Развитие социального партнерства с целью оптимизации здоровьесозидающего пространства образовательного учреждения Развитие службы здоровья и службы сопровождения. Учет и реализация интересов основных субъектов образовательного процесса
Повышение удовлетворенности родителей качеством предоставленных образовательных услуг |
Для учащихся |
Обеспечение образовательных запросов учащихся, имеющих особые образовательные потребности. Изменение отношения к своему здоровью как к ценности |
Для системы образования и для педагогического сообщества |
Получение положительного тиражируемого инновационного опыта, подлежащего передаче ОУ района и города |
Для местного сообщества и государства |
Расширение и углубление валеологической составляющей петербургского компонента образования |
ВОЗМОЖНЫЕ СЛОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Возможные сложности (риски) реализации Программы |
Пути их преодоления |
Формальный подход ОУ к реализации здоровьесозидающей деятельности |
Стимулирование деятельности ОУ в области здоровьесозидания и формирование установки на получение результатов деятельности |
Возможно неприятие инновационных форм организации образовательного процесса на валеологической основе частью педагогов |
Просветительская работа с педагогами. - Обучение педагогов на курсах повышения квалификации. - Методическая поддержка педагогов |
Недостаточность бюджетного финансирования |
Поиск дополнительных финансовых средств |
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММы
Нормативно-правовую основу и методическое обеспечение реализации Программы составляют документы, характеризующие российскую государственную политику, региональные нормативные акты, локальные акты образовательного учреждения, методические материалы .
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ ПРОГРАММЫ
Здоровьесозидающая образовательная среда (ЗОС)– совокупность компонентов ОУ, их функциональных взаимосвязей и субъектов – педагогов, учащихся (воспитанников) и родителей, в деятельности которых реализуется обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса
Культура здоровья (КЗ) – сознательная система действий и отношений, определяющих качество индивидуального здоровья человека, слагающаяся из ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей и являющая основой здорового образа жизни
Сетевое взаимодействие – установление взаимосвязи между различными образовательными учреждениями или их подразделениями (в данном случае – службами здоровья). Основу сетевого взаимодействия составляют не структурные преобразования, а многочисленные социальные связи, обеспечивающие условия для создания общего образовательного пространства. Сетевое взаимодействие основывается на следующих принципах: открытость и общедоступность определенных ресурсов членов сети как для других членов сети, так и для непрофессиональной общественности; преимущественно «горизонтальное», не иерархическое взаимодействие членов сети
Служба здоровья образовательного учреждения (СЗОУ) – организационная форма взаимодействия специалистов ОУ по обеспечению здоровья участников образовательного процесса, формированию их здорового образа жизни
Социальное партнерство – технология координации разнонаправленной взаимовыгодной деятельности различных социальных субъектов, вынужденных в силу дефицита ресурсов, иных ограничивающих факторов объединить усилия, материальные возможности и инфраструктуру. Основными категориями социальных партнеров ОУ могут быть органы законодательной и исполнительной власти, учреждения, общественные организации и отдельные категории граждан, заинтересованные в совместной разработке механизмов сохранения и укрепления здоровья детей