Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

МБОУ" Мумринская средняя     общеобразовательная школа"

      

Профориентационная работа

 

 

Изучение взаимосвязи типа личности

и сферы профессиональной деятельности

 

Согласно типологии личности американского пси­холога Дж. Холланда, различают шесть психологи­ческих типов людей: реалистичный, интеллектуаль­ный, социальный, конвенциальный (стандартный), предприимчивый, артистический. Каждый тип харак­теризуется определенными особенностями темперамен­та, характера и т. д. В связи с этим определенному психологическому типу личности соответствуют про­фессии, в которых человек может достичь наиболь­ших успехов. Отнесение людей к тому или иному психологическому типу осуществляется с помощью соответствующих опросников.

Определение типа личности по методике Дж. Хол­ланда осуществляется следующим образом.

Оснащение. Опросник и лист для ответов.

Порядок работы. Ответный лист можно запол­нять индивидуально или в группе. Испытуемому да­ется следующая инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете рабо­тать по любой специальности. Однако если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли? Обведите кружком выбранный вами ответ в регистрационном бланке».

 

Опросник  Дж. Холланда

 

1 а.

 

Инженер-технолог

 

1 6.

 

Конструктор

 

2 а.

Завуч по внеклассной заботе

2 6.

Председатель профсоюзного комитета

3 а.

Дизайнер

3 6.

Чертежник

4 а.

Ученый-химик

4 6.

Бухгалтер

5 а.

Политический деятель

5 6

Писатель

6 а.

Повар

6 б.

Наборщик

7 а.

Адвокат

7 6.

Редактор научного журнала

8 а.

воспитатель

8 6.

Художник по керамике

9 а.

Вязальщик

9 6.

Санитарный врач

10 а.

Нотариус

10 6.

Снабженец

11 а.

Переводчик

116.

Лингвист

12 а.

Педиатр

12 6.

Статистик

13 а.

Заведующий магазином

13 6.

Фотограф

14 а.

Философ

14 6.

Психиатр

15 а.

Оператор ЭВМ

15 6.

Карикатурист

16 а.

Садовник

166.

Метеоролог

17 а.

Учитель

176.

Командир отряда

18 а.

Художник по металлу

18 6.

Маляр

19 а.

Гидролог

19 6.

Ревизор

20 а.

Заведующий хозяйством

20 6.

Дирижер

21а.

Инженер-электронщик

216.

Секретарь-машинистка

22 а.

Главный зоотехник

22 6.

Зоолог

23 а.

Спортивный врач

23 6.

Фельетонист

24 а.

Водитель троллейбуса

24 6.

Медсестра

25 а.

Копировщик

25 6.

Директор

26 а.

Архитектор

266.

Математик

27 а.

Работник детской ком­наты милиции

27 6.

Счетовод

28 а.

Председатель колхоза

28 6.

Агроном-счетовод

29 а.

Биолог

29 6.

Офтальмолог

30 а.

Архивариус

30 6.

Скульптор

31а.

Стенографист

31 6.

Логопед

32 а.

Экономист

32 6.

Заведующий магазином

 

33а.

Научный работник музея

33 6.

консультант

 34 а.

Корректор

34 6.

Критик

35 а.

Радиооператор

35 6.

Специалист по ядерной физи­ке

36 а.

Врач

36 6.

Дипломат

37 а.

Актер

37 6.

Телеоператор

38 а

Археолог

38 6

Эксперт

39 а.

Закройщик-модельер

39 6.

Декоратор

 40 а.

Часовой мастер  

40 6.

Монтажник

41 а.

Режиссер

41 6.

Ученый

42 а.

Психолог

42 6.

Поэт

 

Лист ответов

 

(ФИО) ___________________________________________________________________

 

 

1 а

1 б

2 а

 

2 б

3 а

3 б

4 а

 

4 б

5 а

5 б

6 а

 

 

6 б

7 а

 

 

7 б

8 а

 

 

8 б

9 а

 

9 б

10 а

10 б

11 а

 

11 б

12 а

12 б

13 а

 

13 б

14 а

14 б

15 а

 

 15  б

16 а

16 б

17 а

 

17 б

18 а

18 6

19 а

 

19 б

20 а

20 б

21 а

 

 

21 б

22 а

 

 

22 б

23 а

 

 

23 б

24 а

 

24 б

25 а

25 б

26 а

 

26 б

27 а

27 б

28 а

 

28 б

29 а

29 б

30 а

 

30 б

31 а

 

31 б

32 а

32 б

 

 

33 а

33 б

34 а

 

34 б

35 а

35 б

36 а

 

36 б

37 а

37 6

38 а

 

38 б

39 а

39 б

40 а

 

 

40 б

41 а

 

 

41 б

42 а

 

 

42 б

 

Обработка результатов. Подсчитывав  количе­ство отмеченных ответов в регистрационном бланке по каждому столбцу в отдельности. Полученные чис­ловые значения характеризуют выраженность опре­деленного типа личности по классификации Дж. Хол-ланда:

1-й столбец — реалистичный тип, 2-й столбец — интеллектуальный тип, 3-й столбец — социальный тип, 4-й столбец — конвенциальный тиа, 5-й столбец — предприимчивый тип, 6-й столбец — артистический тип. Анализ полученных данных производится путем выделения столбца, содержащего наибольшее коли­чество отмеченных ответов и соответствующих опре­деленному типу личности по Дж. Холланду. 

 

Характеристика типов личности но Дж. Холланду

 

1. Реалистичный тип

«Мужской» тип. Обладает высокой эмоциональной зависимостью, ориентирован на настоящее. Предпо­читает заниматься конкретными объектами и их ис­пользованием. Выбирает занятия, требующие мотор­ных навыков (постоянное движение), ловкости. От­дает предпочтение профессиям с конкретными зада­чами: механик, водитель, инженер, агроном и т. п. Характерны невербальные способности, развитые мо­торные навыки, пространственное воображение (чте­ние чертежей). Имеет шансы добиться успеха в таких областях; как физика, экономика, кибернетика, хи­мия, спорт.

2. Интеллектуальный тип

Характерны аналитический ум, независимость и оригинальность суждений. Преобладают теоретичес­кие и эстетические ценности. Ориентируется на ре­шение интеллектуальных творческих задач. Чаще выбирает научные профессии. Структура интеллекта гармонична: развиты вербальные и невербальные спо­собности. Характеризуется высокой активностью, на общение не настроен. В беседах чаще является пере­датчиком информации, в основном — интроверт. Наи­более предпочтительные сферы деятельности: мате­матика, география, геология, творческие профессии.

3. Социальный тип

Отличался выраженными социальными умениями (умением общаться, стремлением к лидерству, потреб­ностями в многочисленных социальных контактах). Независим от окружающих, с успехом приспосабли­вается к обстоятельствам. Эмоционален и чувствите­лен. В структуре интеллекта выражены вербальные способности. Отличается стремлением поучать и вос­питывать окружающих, способностью к сопережива­нию и сочувствию. Наиболее предпочитаемые сферы деятельности: психология, медицина, педагогика.

4. Конвенциальный тип

Отдаст предпочтение структурированной деятель­ности, работе по инструкции, определенным алгорит­мам. Имеются способности к переработке конкретной, рутинной (цифровой) информации. Подход к пробле­мам носит стереотипный характер. Черты характера: консерватизм, подчиненность, зависимость. В пове­дении и общении придерживается стереотипов, хоро­шо следует обычаям. Слабый организатор и руково­дитель. Чаще преобладают невербальные (особенно счетные) способности. Наиболее предпочтительны та­кие специальности, как бухгалтер, финансист, това­ровед, экономист, делопроизводитель, машинистка, канцелярский служащий.

 

5. Предприимчивый тип

Выбирает цели и задачи, позволяющие проявить энергию, импульсивность, энтузиазм. Чертами харак­тера являются: стремление к лидерству, потребность в признании, предприимчивость, некоторая агрессивность. Предпочитает задачи, связанные с руковод­ством, личным статусом.

6. Артистический тип

В отношениях с окружающими опирается на свое воображение и интуицию, присущ эмоционально слож­ный взгляд на жизнь. Черты характера: независимость в принятии решений, оригинальность мышления, обычно не живет по правилам и традициям. Предпочи­тает занятия творческого характера: музицирование, рисование, деятельность в области гуманитарных наук. Хорошо развито восприятие и моторика. Высо­кий уровень экстравертированности. В структуре ин­теллекта преобладают вербальные способности. Наи­более предпочтительные сферы деятельности: история, философия, искусство.

 

 

 

 

 

По  материалам сайта:    http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/07/03/testy-po-proforientatsii

  

Мотивы выбора профессии

 

Анкета

В верхней строчке таблицы впишите название профессии, которой вам хотелось бы овладеть и по кото­рой бы хотелось работать в будущем. Это может быть трудно, но запишите профессию даже в том случае, если вы сомневаетесь в своем выборе. А затем в правом столбце таблицы поставьте крестик напротив тех утверждений, с которыми вы согласны. Это даст вам возможность лучше понять, каковы мотивы вашего выбора профессии.

 

Мне хочется выбрать профессию ____________________________, потому что:

 

1

Ее рекомендовали родственники, учителя или сверстники

 

2

Хочу походить на героя книги или кинофильма

 

3

Этого требует материальное положение семьи

 

4

Она дает отсрочку службы в армии

 

5

Я гожусь к ней по состоянию здоровья

 

6

Так сложились обстоятельства

 

7

Следую примеру родственников, знакомых или друзей

 

8

Эта профессия престижна

 

9

Легко найти работу по этой профессии

 

10

Она соответствует моему любимому школьному предмету

 

11

Мне интересна данная профессия

 

12

Имея ее, можно быстро достичь успеха

 

13

Нравится индивидуальный или коллективный характер труда

 

14

Привлекают средства труда

 

15

Она дает возможность помогать другим людям

 

16

Она предоставляет хорошие условия труда

 

17

Можно учиться или работать близко от дома

 

18

Люблю работать самостоятельно или в подчинении

 

19

Она дает возможность командировок и путешествий

 

20

Нравится свободный режим труда

 

21

Работа характеризуется повременной или сдельной оплатой труда

 

22

Привлекает высокий или невысокий уровень ответствен­ности

 

23

Хочется получать высокую заработную плату

 

24

Она дает возможность обладать властью, влиять на дру­гих

 

25

Она позволяет что-либо «доставать» или «устраивать»

 

26

Она предоставляет льготы

 

27

Она дает возможность иметь дополнительные доходы

 

28

Она укрепляет здоровье и требует физического развития

 

29

Она развивает и тренирует мышление, память, внимание, волю

 

30

Она позволяет реализовать навыки и способности

 

31

Она расширяет круг общения

 

32

Она дает возможность профессионального роста

 

33

Ей легко овладеть, получить образование

 

34

Эта профессия позволяет быть уверенным в завтрашнем дне Она отличается творчеством и разнообразием

 

35

Она отличается творчеством и разнообразием

 

 

По  материалам сайта:    http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/07/03/testy-po-proforientatsii

  

Опросник для изучения ведущих мотивов

профессиональной деятельности

 

Обследование может проводиться как индиви­дуально, так и в группе. Испытуемым раздают блан­ки для ответов и зачитывают инструкцию.

Инструкция: «Предлагаемый опросник состоит из ряда утверждений, каждое из которых имеет три различных окончания. Необходимо из трех вариан­тов окончания выбрать наиболее верный. Далее в бланке ответов следует отыскать соответствую­щий ответ и отметить его, обведя кружком. Будь­те внимательны: для каждого утверждения должен быть выбран и помечен только один ответ. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо при­ятное впечатление, нам важен не конкретный от­вет, а суммарный по серии вопросов».

 

Опросник для изучения ведущих мотивов профессиональной деятельности

 

1. Мне нравится:

а) выполнять любую работу, если я знаю, что мой труд не пропадет даром;

б) учиться всему новому для того, чтобы достиг­нуть поставленных в жизни целей;

в) делать все как можно лучше, потому что это поможет мне в жизни.

2. Я думаю, что:

а) надо делать все, что поручают, как можно луч­ше, так как это поможет мне в жизни;

б) своей работой надо приносить пользу окружа­ющим, тогда и они ответят тебе тем же;

в) важно заниматься где угодно, если это прибли­жает к достижению поставленных целей.

3. Я люблю:

а) узнавать что-то новое, если мне это пригодится в будущем;

б) выполнять любую работу как можно лучше, если это будет кем-то замечено;

в) делать любое дело как можно лучше, так как это приносит радость окружающим.

4. Я считаю, что:

а) главное в любой работе — это то, что она при­носит пользу окружающим;

б) в жизни необходимо все испытать, попробовать свои силы во всем;

в) и жизни главное — это постоянно учиться всему новому.

5. Мне приятно:

а) когда я делаю любую работу так хорошо, как я это могу;

б)  когда моя работа приносит пользу окружаю­щим, так как это главное в любой работе;

в) выполнять любую работу, потому что работать всегда приятно.

6. Меня привлекает:

а) процесс приобретения новых знаний и навы­ков;

б) выполнение любой работы на пределе моих воз­можностей;

в)  процесс той работы, который приносит явную пользу окружающим.

7. Я уверен в том, что:

а) любая работа интересна тогда, когда она важ­на и ответственна;

б) любая работа интересна тогда, когда она при­носит мне пользу;

в) любая работа интересна тогда, когда я моту мастерски ее выполнить.

8. Мне правится:

а) быть мастером своего дела;

б) делать что-то самому, без помощи взрослых;

в) постоянно учиться чему-то новому.

9. Мне интересно:

а) учиться;

б) делать все то, что заметно окружающим;

в) работать.

10. Я думаю, что:

а) было бы лучше, если бы результаты моей рабо­ты всегда были видны окружающим;

б) в любой работе важен результат;

в) необходимо скорее овладеть нужными знания­ми и навыками, чтобы можно было самому де­лать все, что хочется.

11. Мне хочется:

а)  заниматься только тем, что мне приятно;

б) любое дело делать как можно лучше, посколь­ку только таким образом можно сделать дей­ствительно хорошо;

в) чтобы моя работа приносила пользу окружаю­щим, так как это поможет мне в будущем.

12. Мне интересно:

а) когда я делаю какое-то дело так хорошо, как это могут сделать немногие;

б) когда я обучаюсь делать то, чего не умел ранее;

в) делать те вещи, на которые обращают внима­ние.

13. Я люблю:

а) делать то, что очень всеми ценится;

б) делать любое дело, если мне не мешают;

в) когда мне есть, чем заняться.

14. Мне хочется:

а) выполнять любую работу, так как мне интере­сен результат;

б) выполнять ту работу, которая приносит пользу;

в) выполнять ту работу, которая мне нравится.

15. Я считаю, что:

а) в любой работе самое интересное — это ее про­цесс;

б) в любой работе самое интересное — это ее ре­зультат;

в)  в любой работе самое интересное — это то, на­сколько она важна для других людей.

16. Мне приятно:

а) учиться всему, что мне потом пригодится в жизни;

б) учиться всему новому, независимо от того, на­сколько это нужно;

в) учиться, поскольку нравится сам процесс уче­ния.

17. Меня привлекает:

а) перспектива, которая откроется мне после окон­чания учебы;

б) то, что после учебы я стану нужным человеком;

в) в учебе то, что она полезна для меня.

18. Я уверен в том, что:

а) то, чему я научусь, всегда мне пригодится;

б) мне всегда будет нравиться учиться;

в)             после учебы я стану нужным человеком.

19. Мне нравится:

а) когда результаты моей работы видны окружа­ющим;

б) когда я выполняю свою работу мастерски;

в)  когда я выполняю любое дело так хорошо, как это могут сделать немногие.

20. Мне интересно:

а) когда я качественно выполняю порученное мне дело;

б) делать все то, что заметно для окружающих;

в) если все знают, что я делаю на своей работе.

 

Лист для ответов

Фамилия, имя. отчество...

1.1

1.2

13

1.4

1.5

1.6

1 а

4 6

9 в

10 6

7 а

8 б

2 в

5 в

13 в

14 а

14 6

11 а

13 а

13 6

15 а

15 6

15 в

14 в

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

1 6

4 в

9 а

10 в

7 6

8 в

3 а

6 а

16 в

12 6

17 6

17 в

16 а

16 6

18 6

17 а

18 в

18 а

3.1

3.2

3.3

3.4

 

 

1 в

5 а

7 в

8 а

 

 

2 а

6 б

12 а

19 в

 

 

3 б

11 б

19 б

20 а

 

 

4.1

4.2

4.3

4.4

 

 

2 6

4 а

9 6

10 а

 

 

3 в

5 6

12 6

19 а

 

 

1 в

6 в

20 в

20 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обработка результатов. Методика предназначе­на для изучения мотивов профессиональной деятель­ности. Среди них условно выделены четыре основные группы:

1  — мотивы собственного труда,

2   мотивы социальной значимости труда,

3   мотивы самоутверждения в труде,

4 —  мотивы профессионального мастерства.

 

После заполнения бланка ответов подсчитывается сумма кружков в каждом столбике. Вначале находится абсолютная сумма баллов по каждой из четырех групп мотивов. Для этого складывается отдельно сумма всех столбиков: 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6; 2.1... 2.6; 3.1, 3 2, 3.3, 3.4.; 4.1, 4.2, 4.3, 4.4. Однако в различных группах мотивов выделено неодинаковое количество ответов. Для их сравнения абсолютные суммы баллов первой и второй групп необходимо умножить на 2, а третьей и четвертой на 3. Полученные суммы имеют одинаковый «вес» баллов и могут сравниваться друг с другом.

По  материалам сайта:    http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/07/03/testy-po-proforientatsii

 

 

Практическая работа

 

Задание 1. Определите свой темперамент.

Прочитайте утверждения, соответствующие четырем типам темперамента. Паспорт каждого темперамента состоит из 20 вопросов. Если то или иное качество, названное в паспорте, имеется у вас, то под этим номером в тетради вы ставите знак «+». Если считаете, что названное качество у вас отсутствует, то ни какого знака не ставьте. Отвечать надо объективно и честно.

Учитывая, что чистый тип темперамента встречается очень редко, у каждого человека обнаруживаются качества, характер­ные для различных типов. Степень выраженности каждого типа темперамента у человека подсчитывается так. Подсчитывается количество «+» в каждом паспорте и затем результаты ран­жируются в убывающем порядке. Ваш тип тот, который ока­жется на первом и втором месте.

Паспорт сангвиника

1. Веселый и жизнерадостный.

2. Деловиты.

3.  Часто не доводите дело до конца.

4. Склонны переоценивать себя, свои возможности.

5. Способны быстро схватывать новое.

6. Неустойчивы в интересах и склонностях.

7. Легко переживаете неудачи и неприятности.

8. Легко  приспосабливаетесь  к  разным  обстоятельствам.

9.  С увлечением беретесь за любое дело.

10. Быстро остываете, если дело перестает вас интересовать.

11. Быстро включаетесь в новую работу и быстро переклю­чаетесь с одной работы на другую.

12. Тяготитесь однообразием, будничной кропотливой работой.

13. Общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности в общении с новыми людьми.

14.  Работаете быстро, увлеченно, ровно, нуждаетесь в пе­рерывах реже других.

15.  Выносливы и работоспособны.

16. Обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопро­вождающейся живыми жестами, выразительной мимикой.

17. Сохраняете  самообладание  в   неожиданной,   сложной обстановке.

18.  Обладаете всегда бодрым настроением.

19. Быстро засыпаете и пробуждаетесь.

20. Часто не собраны, проявляете поспешность в решениях.

 

Паспорт холерика

1. Неусидчивы, суетливы.

2. Невыдержанны, вспыльчивы.

3. Нетерпеливы, реактивны.

4. Резки и прямолинейны во взаимоотношениях с людьми.

5. Решительны и инициативны.

6. Энергичны.

7. Находчивы в споре.

8. Работаете рывками.

9. Склонны к риску.

10. Злопамятны и обидчивы.

11. Обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интона­циями речью.

12. Неуравновешенны и склонны к горячности.

13. Агрессивны.

14. Нетерпимы к недостаткам.

15. Обладаете выразительной мимикой.

16. Способны  быстро  действовать   и   решать  жизненные задачи.

17. Неустанно стремитесь к новому.

18. Обладаете резкими порывистыми движениями.

19. Настойчивы в достижении поставленной цели.

20. Склонны к резким сменам настроений.

 

 

Паспорт флегматика

1. Спокойны и хладнокровны.

2.  Последовательны и обстоятельны в делах.

3.  Осторожны и рассудительны.

4. Работаете спокойно, медленно, редко отдыхаете.

5. Молчаливы и не любите попусту болтать.

6. Обладаете спокойной,  равномерной речью,  без  резко выраженных эмоций, жестикуляций и мимики.

7. Сдержанны и терпеливы.

8. Как правило, доводите начатое дело до конца.

9. Не тратите попусту сил.

10. Строго   придерживаетесь   выработанного   распорядка жизни, системы в работе.

11. Легко сдерживаете свои желания.

12. Маловосприимчивы к одобрению и порицанию.

13. Незлобивы, проявляете снисходительное отношение к кол­костям в свой адрес.

14. Постоянны  в  своих  отношениях  и  интересах,  умеете ждать, ладить с другими.

15. Медленно включаетесь в  работу  и  переключаетесь  с одного дела на другое.

16. Ровны в отношениях со всеми.

17. Любите аккуратность и порядок во всем.

18. С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке.

19. Инертны, малоподвижны, вялы.

20. Обладаете выдержкой.

 

Паспорт меланхолика

1. Стеснительны и застенчивы.

2. Теряетесь в новой обстановке.

3. Затрудняетесь установить контакт с незнакомыми людь­ми.

4. Легко переносите одиночество.

5. Не верите в свои силы, падаете духом при невзгодах.

6. Чувствуете подавленность и растерянность при неудачах.

7. Склонны уходить в себя.

8. Быстро утомляетесь, нуждаетесь в более частых для отдыха перерывах.

9. Обладаете слабой, тихой речью, иногда снижающейся до шепота.

10. Невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника. И. Впечатлительны до слезливости, тревожности.

12. Чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию.

13. Предъявляете  высокие требования  к себе и  к окру­жающим.

14. Склонны к подозрительности, мнительности.

15. Болезненно чувствительны и легкоранимы.

16. Чрезмерно обидчивы.

17. Скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями.

18. Малоактивны в работе.

19. Безропотно покорны.

20. Стремитесь  вызывать  сочувствие   и  помощь  у  окру­жающих.

 

При обработке результатов нужно учесть то обстоятельство, что данная методика субъективна, так как основана на самооценке. Кроме того, выявить особенности темперамента наблю­дением порой бывает очень трудно, так как они маскируются характером. О свойствах же темперамента с наибольшей точ­ностью можно судить в максимально трудных для проявления этих свойств условиях, например об активности — наблюдать в условиях утомления.

 

 

 

 

 

 

 

 

Практические работы

 

Задание 1. С помощью приведенной ниже анкеты оцените уровень развития своих волевых качеств.

 

Инструкция. Ответьте на все вопросы анкеты, не про­пуская ни одного. Отвечая на вопрос, обведите кружком букву ответа, который соответствует вашему поведению.

Анкета

1. Делаете ли вы по утрам зарядку?

а) Регулярно.

б) Время от времени.

в) Не делаю.

2. Отстаиваете ли вы свое мнение перед товарищами и взрослыми в случае несогласия с ними?

а) Всегда.

б) Иногда пытаюсь это делать, но не всегда удается.

в) Нет.

3. Умеете ли вы владеть своими чувствами (преодолевать растерянность, страх и т. п.)?

а)  Да, в любой ситуации.

б) Не всегда, в зависимости от ситуации.

в) Не умею.

4. Высказываете ли вы свое мнение на собраниях, критикуете ли недостатки своих товарищей?

а) Всегда.

б) Иногда решаюсь на это.

в) Никогда.

5. Останавливают ли вас неудачные попытки решения за­дачи, разучивания упражнения и т. п.?

а)  Да.

б) Иногда.

в) Практически никогда.

6. В какой мере сформированы у вас основные бытовые на­выки (уборка постели, поддерживание порядка в комнате, соблю­дение основных требований к внешнему виду)?

а) В   основном   сформированы   достаточно   устойчиво: регулярно убираю постель, поддерживаю порядок в комнате, аккуратен в одежде.

б) Сформированы, но недостаточно устойчиво.

в) Не сформированы.

7. Способны ли вы сами без внешнего принуждения орга­низовать свое время?

а) Да.

б) Делаю это нерегулярно.

в) Практически никогда этого не делаю.

8. Можете ли вы без напоминания сесть за приготовление домашних заданий?

а)  Практически всегда.

б)  Только иногда.

в)  Практически никогда этого не делаю.

9. Способны ли вы длительно (в течение нескольких не­дель или даже месяцев) заниматься каким-либо делом?

а) Да.

б) В редких случаях.

в) Нет.

10. Проявляете ли вы интерес к самовоспитанию?

а) Достаточно отчетливо.

б) От случая к случаю.

в) Не проявляю.

11. Если вы проявляете интерес к самовоспитанию, то в какой мере он носит устойчивый характер?

а) Регулярно предпринимаю попытки самовоспитания.

б) Попытки самовоспитания предпринимаю от случая к случаю.

в) Никаких попыток самовоспитания не предпринимаю.

12. Есть ли у вас программа самовоспитания?

а) Да.

б) Определенной программы нет, но есть некоторые на­метки.

в) Никакой программы нет.

13. Доводите ли вы свои дела до конца?

а) Да.

б) Не все дела довожу до конца.

в)  Очень редко довожу начатое до конца.

14. Планируете ли вы свободное время (особенно на воскре­сенье, в каникулы) или действуете как придется?

а) Чаще всего планирую.

б) Иногда планирую.

в) Практически никогда не планирую.

15. Умеете ли вы сдерживать свои чувства?

а)  В основном умею.

б) Иногда не сдерживаюсь.

в) Как правило, не сдерживаюсь.

16. Умеете ли вы серьезно и ответственно выполнять задание, которое считаете важным?

а) Как правило, умею.

б) Не всегда умею.

в) Не умею.

17. Пытаетесь ли вы определить для себя серьезную жизнен­ную цель (выбор профессии, овладение важными трудовыми на­выками)?

а) Да.

б) Пытаюсь, но только от случая к случаю.

в) Не пытаюсь.

18. Если вы имеете какую-либо серьезную цель, делаете ли что-нибудь для ее осуществления?

а) Делаю.

б) Делаю очень мало.

в) Ничего не делаю.

 

Подсчитайте, сколько раз ваш ответ соответствовал вариантам «а», «б» и «в». За каждый ответ, соответствующий варианту «а» вы получаете 2 балла, «б» — 1 балл, «в» — 0 баллов.

Подсчитайте общую сумму баллов. Она характеризует выра­женность волевых черт характера. Если вы набрали более 30 бал­лов, уровень развития волевых качеств очень высокий; 20— 30 баллов — низкий; 10—20 — волевые качества практически не развиты.

 

Задание 2. С помощью приведенной далее оценочной шкалы оцените развитие у себя решительности, характеризующейся своевременностью принятия решений, обдуманностью прини­маемых решений, своевременностью их исполнения.

Для этого внимательно прочитайте в таблице каждое пред­лагаемое утверждение. Если вы согласны с ним, поставьте плюс в соответствующей графе. Затем подсчитайте сумму набранных баллов.

Если вы набрали 7—9 баллов, то решительность у вас доста­точно ярко выражена, 10—15 — есть некоторая неуверенность и тревожность, более 15 — вам свойственны нерешительность и неуверенность.

 

Утверждение

Варианты ответов

 

Никогда

1 балл

 

Иногда

2 балла

 

Всегда

3 балла

1. Принимать решение трудно

2. Переключение  внима­ния с одного дела на другое связано с силь­ным

     нервным напряже­нием

3. Будущее кажется не­определенным,  и это тревожит

4. Если делают замеча­ние, то появляется чув­ство, что ко мне

    неспра­ведливы

5. Мне необходимо под­робно  объяснить лю­бое новое дело

6. Я люблю ясные четкие конкретные поручения

7. Мне трудно проявить личную инициативу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3. Определите развитие у себя таких волевых ка­честв, как самостоятельность и инициативность. Они проявля­ются в:

а) критическом отношении к советам, суждениям, решениям и действиям других людей, отсутствии склонности подражать авто­ритетам;

б) самостоятельной подготовке к очередным занятиям и соревнованиям (чтение учебных пособий, наблюдения за действиями других, беседы с ними и др.);

в) самостоятельном анализе результатов своих достижений с акцентом внимания на недостатках и соображениями на бу­дущее;

г) склонности к совершенствованию старых и изобретению новых способов выполнения каких-либо действий (решения задач, выполнения спортивных упражнений и т.д.);

д) склонности к самостоятельной творческой разработке так­тических действий, комбинаций, планов и т. д.;

е) стремлении использовать для повышения мастерства новые, прогрессивные методы и средства тренировки (методы срочной информации, тренажеры, различную аппаратуру, высокие физические нагрузки).

 

Оцените проявление у себя каждого признака в пунктах а — е  и запишите соответствующий балл в тетрадь. Рекомендуется следующая шкала оценок: отчетливое проявление — 2 балла; неотчетливое — 1 балл; не проявляется — 0.

Сложите оценки за каждые три проявления признака и запишите суммарный результат в тетрадь. Максимальное проявление качества — 12 баллов.

 

Задание 4. С помощью приведенной ниже анкеты определите свою способность к общению (коммуникативные способности).

Для этого быстро и точно ответьте на все вопросы. Ответы могут быть только утвердительными (да) или отрицательными (нет).

Анкета

1. Много ли у вас друзей?

2. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-то из ваших товарищей?

3.  Есть ли у вас стремление к установлению новых зна­комств с различными людьми?

4. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время за чтением книг или за каким-либо другим занятием, чем общаясь с людьми?

5. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, ко­торые значительно старше вас по возрасту?

6. Трудно ли вам включаться в новые компании?

7.  Легко ли вам удается устанавливать контакты с незна­комыми людьми?

8. Легко ли вы осваиваетесь в новом коллективе?

9.  Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

10. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?

11. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?

12. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

13. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

14. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей?

15. Полагаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию?

16. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых не­большим количеством людей?

17. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в не­знакомую компанию?

18. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уве­ренным и спокойным, когда приходится говорить что-либо боль­шой группе людей?

19. Верно ли, что у вас много друзей?

20. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при об­щении с малознакомыми людьми?

 

Каждый утвердительный ответ на нечетные вопросы и от­рицательный на четные оценивается в 1 балл. Подсчитайте общий результат.

Если вы набрали менее 10 баллов, уровень развития у вас коммуникативных способностей низкий. Вы скорее всего замкну­тый, необщительный человек, с трудом знакомитесь с людьми и не стремитесь к этому; 10—13 баллов — средний уровень; 14 баллов и более — высокий. В таком случае для вас одна из радостей в жизни — общение, окружающие ценят в вас энер­гию, способность вести диалог и др.

Задание 5. Определите свои организаторские способности, т. е. умение активно влиять на людей.

Для этого ответьте быстро, не задумываясь, на нижеприве­денные вопросы. Ответы должны быть только утвердительными (да) или отрицательными (нет). Отвечая, постарайтесь воспро­изводить свое реальное поведение в конкретной ситуации.

 

1. Часто ли вам удается склонить большинство своих то­варищей на свою сторону?

2. Хорошо ли вы ориентируетесь в критической ситуации?

3. Нравится ли  вам  заниматься  общественной  работой?

4. Легко ли вы отступаете от своих намерений, если воз­никают некоторые помехи в осуществлении их?

5. Любите ли вы придумывать или организовывать различ­ные игры, развлечения?

6. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, ко­торые нужно было бы выполнить сегодня?

7. Стремитесь ли вы к тому, чтобы ваши товарищи дей­ствовали в соответствии с вашим мнением?

8. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обя­занностей?

9. Часто ли в решении важных дел вы проявляете ини­циативу?

10. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой обстановке?

11. Возникает ли у вас раздражение, если не удается за­кончить начатое дело?

12. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

13. Часто ли проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?

14. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

15. Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе {классе)?

16. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение: или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?

17. Охотно ли вы приступаете к организации различных  мероприятий для своих товарищей?

18. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

19. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания?

20. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в обществе большой группы своих товарищей?

 

После того как вы ответите на предложенные вопросы, подсчитайте сумму набранных баллов. При этом учтите, что каждый утвердительный ответ на нечетные вопросы и отрицатель­ный на четные оценивается в 1 балл.

Результат 15 баллов и более свидетельствует о высоком уровне организаторских способностей; 13—14 баллов — о сред­нем; ниже 13 баллов — о низком уровне развития организатор­ских способностей. Если у вас оказался низкий уровень, не отчаивайтесь, при желании вы можете развить свои органи­заторские способности.

 

 

Задание 6. Определите свое отношение к нравственным нор­мам поведения (ответственности, коллективистической направ­ленности, самокритичности, принципиальности, чуткости, спра­ведливости).

Ниже дано описание различных жизненных ситуаций. Как бы вы поступили, оказавшись в каждой из них? Из предло­женных ответов выберите тот, который совпадает с вашей точ­кой зрения (запомните, под какой он буквой), или запишите вариант.

 

1. Во время каникул, когда вы собрались поехать отдохнуть, классный руководитель неожиданно попросил помочь привести в порядок учебный кабинет. Как вы поступите?

а)  Скажите, что согласны помочь, и отложите свой отъезд.

б) Соберете ребят и вместе с ними сделаете всю работу за один день.

в) Пообещаете выполнить работу после возвращения.

г)  Посоветуете привлечь на помощь того, кто остается в го­роде.

д) Или...

2. Вам дали поручение, которое вам не по душе, но его

выполнение срочно необходимо коллективу. Как вы поступите?

а)   Добросовестно выполните поручение.

б) Привлечете к выполнению поручения товарищей.

в)  Попросите дать вам другое, более интересное для вас поручение.

г)  Найдете повод для отказа.

д) Или...

3. Вы случайно услышали, как группа одноклассников вы­сказывала справедливые, но неприятные замечания в ваш ад­рес. Как вы поступите?

а) Постараетесь объяснить ребятам свое поведение.

б) Переведете разговор в шутку, но постараетесь поскорее исправить те недостатки, о которых шла речь.

в) Сделаете вид, что ничего не слышали.

г)  Скажете ребятам, что они сами не лучше вас, особенно потому, что говорят о вас в ваше отсутствие.

д) Или...

4. В трудовом лагере во время прополки овощей у вас на руках образовались болезненные мозоли. Как вы поступите?

а) Будете, превозмогая боль, выполнять норму, как все.

б) Обратитесь к друзьям с просьбой помочь выполнить норму.

в) Попросите освободить вас от этой работы и перевести на другую.

г) Оставите работу незаконченной и пойдете отдыхать.

д) Или...

5. Вы стали свидетелем того, как один человек незаслу­женно обидел другого. Как вы поступите?

а)  Потребуете от обидчика извинений в адрес пострадавшего.

б) Разберетесь в причинах конфликта и добьетесь его устра­нения.

в) Выразите соболезнование тому, кого обидели.

г) Сделаете вид, что вас это не касается.

д) Или...

6. Случайно, не желая того, вы нанесли небольшой ущерб или причинили зло другому человеку. Как вы поступите?

а) Сделаете все возможное для устранения зла, ущерба.

б)  Извинитесь, объясните пострадавшему, что не хотели этого.

в)  Постараетесь, чтобы никто не заметил нанесенного вами ущерба, сделаете вид, что вы не виноваты.

г) Свалите вину на того, кто пострадал: пусть не лезет, сам виноват.

д) Или...

 

Если в ваших ответах варианты «а», то это свидетельст­вует об активном, устойчивом положительном отношении к со­ответствующим нравственным нормам;  если «б» — это отно­шение активное, но недостаточно устойчивое (возможны ком­промиссы);  если «в» — отношение пассивное и недостаточно устойчивое;    «г» — отношение  отрицательное, неустойчивое.

 

Задание 7. Вам предлагается очень быстро (в течение 15 с) закончить предложения, содержащие следующие рассуждения:

 

1. Если я знаю, что поступил(а) неправильно, то...

2.  Когда я затрудняюсь принять решение, то...

3. Выбирая между интересным, но необязательным и не­обходимым, но скучным занятием, я обычно...

4. Когда в моем присутствии обижают человека, я...

5. Когда ложь становится единственным средством сохране­ния хорошего отношения ко мне, я...

6. Если бы я был на месте учителя, то...

7. Думаю, что мой отец редко...

8. Если все товарищи по команде против меня, то...

9. Когда у меня успех, мои товарищи...

10. Если есть свободное время, я...

11. Мало кто знает, что я боюсь...

12. Не люблю людей, которые...

13. Моей большой ошибкой было...

14. Иногда в моей душе просыпается...

 

Это упражнение позволяет проанализировать свое внутрен­нее отношение к близким, к самому себе, к личным ценностям и т. д., а также выявить свое эмоциональное состояние и при­чины, порождающие агрессивность, раздражительность и т. д.

 

 

Органи­зация своего общения.

 

Первое впечатление о характере человека обычно склады­вается по манере его общения с окружающими. Учитывая это, приведем некоторые рекомендации о том, как лучше органи­зовать свое общение.

1. Важно научиться слушать другого человека, не переби­вать его во время разговора.

2. Важно понимать другого человека. Индусские философы придумали такое правило спора. Каждый собеседник должен сначала изложить мысль своего противника в споре и, только получив от него подтверждение, что его мысль правильно по­нята, может ее опровергать. Этим правилом очень полезно пользоваться хотя бы в тех случаях, когда спорящие вкладывают разный смысл в одни и те же слова.

3. Нужно научиться искренне ценить людей. Культурный и развитый человек всегда найдет в другом хорошие качества. Важно быть щедрым на похвалу, высоко оценивать истин­ные достоинства людей.

4. Нужно быть внимательным к людям. Говорят: лучше лишить человека пищи, чем внимания.

5. Общение — это воспитание полезных привычек, тренировка поступков, достойного поведения. Поэтому в общении все важно: как вы одеты, как сидите, как ходите, танцуете, разговариваете с соседями. Все это и многое другое формирует ваш характер.

 

Упражнения на формирование волевых привычек

 

1. «Прогулка». Выйдя из дому, вернуться ровно через час (ошибка должна составлять не более ±2 мин). Это упражнение требует точного расчета времени, хотя установка на продол­жительность прогулки может меняться от 30 мин до 2 ч.

2. «Будильник». После звонка будильника сосчитать до 35 и встать. Каждый день убавлять счет на 5 и через неделю встать на счет «3». Упражнение считается освоенным, если три недели подряд вы встаете без срывов на счет «3».

3.  «Зарядка». Начать зарядку с 10 мин, затем через неделю прибавлять по 1 мин и довести ее до 17 мин. Начинать зарядку надо приблизительно в одно и то же время. Упражнение считается освоенным, если вы выполняете его 3 — 4 недели без срывов.

 

 

 

 

 

 

            По  материалам сайта:    http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/07/03/testy-po-proforientatsii

 

 

  

Я могу

(способен, умею, обладаю навыками):

 

Инструкция: Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени ва­шей способности к этому виду деятельности (0 — вовсе нет, 1 — пожалуй, так, 2 — верно, 3 — совер­шенно верно).

 

1

Знакомиться с новыми людьми

0

1

2

3

 

Быть чутким и доброжелательным

0

1

2

3

 

Выслушивать людей

0

1

2

3

 

Разбираться в людях

0

1

2

3

 

Хорошо говорить и выступать публично

0

1

2

3

2

Искать и устранять неисправности       

0

1

2

3

 

Использовать приборы, машины, меха­низмы

0

1

2

3

 

Разбираться в технических устройствах

0

1

2

3

 

Ловко обращаться с инструментами

0

1

2

3

 

Хорошо ориентироваться в пространстве

0

1

2

3

3

Быть сосредоточенным и усидчивым

0

1

2

3

 

Хорошо считать в уме

0

1

2

3

 

Кодировать информацию

0

1

2

3

 

Оперировать знаками и символами

0

1

2

3

 

Искать и исправлять ошибки

0

1

2

3

4

Создавать красивые, со вкусом сделан­ные вещи

0

1

2

3

 

Разбираться в литературе и искусстве

0

1

2

3

 

Петь, играть на музыкальных инструмен­тах

0

1

2

3

 

Сочинять стихи, писать рассказы

0

1

2

3

 

Рисовать

0

1

2

3

5

Разбираться в животных или растениях

0

1

2

3

 

Разводить растения или животных

0

1

2

3

 

Бороться с болезнями, вредителями

0

1

2

3

 

Ориентироваться в природных явлениях

0

1

2

3

 

Работать на земле

0

1

2

3

 

А

Быстро выполнять указания

0

1

2

3

 

Точно следовать инструкциям

0

1

2

3

 

Работать по заданному алгоритму

0

1

2

3

 

Выполнять однообразную работу

0

1

2

3

 

Соблюдать правила и нормативы

0

1

2

3

Б

Создавать новые инструкции и давать указания

0

1

2

3

 

Принимать нестандартные решения

0

1

2

3

 

Легко придумывать новые способы дея­тельности

0

1

2

3

 

Брать на себя ответственность

0

1

2

3

 

Самостоятельно организовывать свою работу

0

1

2

3

 

 

 

Обработка результатов анкеты очень проста» Суж­дения, характеризующие различные виды професси­ональной деятельности, объединены в семь групп по пять суждений в каждой. В каждой группе из пяти суждений необходимо подсчитать суммарное количе­ство баллов, выбранных вами. Суммарная оценка по каждой группе может составлять от 0 до 15 баллов. В зависимости от того, в какой группе вы набрали мак­симальный суммарный балл: определяется наиболь­шая склонность или способность к соответствующему типу или классу профессий.

Первые пять групп суждений, обозначенные циф­рами от 1 до 5, характеризуют пять типов профессий, разделенных по признаку «предмет труда»: 1) чело­век — человек, 2) человек — техника, 3) человек — знаковая система, 4) человек — художественный об­раз, 5) человек — природа.

Последние две группы суждений, обозначенные буквами А и Б, соответствуют двум классам профес­сий, разделенных по признаку «характер труда»: А) исполнительские, Б) творческие. Сначала определи­те, к какому типу профессий (1Г 2, 3, 4 или 5) вы в наибольшей степени склонны и способны. Затем оп­ределите вашу склонность и способность к одному из двух классов профессий (А или Б).

 

 

По  материалам сайта:    http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/07/03/testy-po-proforientatsii

 

 

 

 

«Я хочу» и «Я могу»

 

Анкета

 

Для того чтобы узнать о своих профессиональных склонностях, а также о том, как вы представляете себе свои профессиональные способности, можно вос­пользоваться приведенной ниже анкетой. Эта анке­та позволит вам быстро и просто определить вашу направленность на тот или иной тип и класс профес­сий. Анкета состоит из двух частей: «Я хочу» и «Я могу».

В первой части («Я хочу») вы можете оценить по 4-балльной шкале степень своего желания занимать­ся каждым из 35 приведенных в перечне видов дея­тельности. Эта часть анкеты предназначена для опре­деления сферы ваших профессиональных склоннос­тей, интересов, предпочтений, стремлений и наибо­лее привлекательных видов профессиональной дея­тельности.

Во второй части («Я могу») вы можете оценить с помощью такой же шкалы степень своих способно­стей к каждому из 35 заданных видов деятельнос­ти. Эта часть предназначена для определения ва­ших представлений о своих профессиональных спо­собностях.

Инструкция: Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени ва­шего желания заниматься этим видом деятельнос­ти (0 — вовсе нет, 1 — пожалуй, так, 2 — верно, 3 — совершенно верно).

 

Я хочу

(мне нравится, меня привлекает,  я предпочитаю):

 

1

Обслуживать людей

0

1

2

3

 

Заниматься лечением

0

1

2

3

 

Обучать, воспитывать

0

1

2

3

 

Защищать права и безопасность

0

1

2

3

 

Управлять людьми

0

1

2

3

2

Управлять машинами

0

1

2

3

 

Ремонтировать оборудование

0

1

2

3

 

Собирать и налаживать технику

0

1

2

3

 

Обрабатывать материалы, изготавливать различные предметы и вещи

0

1

2

3

 

Заниматься строительством

0

1

2

3

3

Обрабатывать тексты и таблицы

0

1

2

3

 

Производить расчеты и вычисления

0

1

2

3

 

Перерабатывать информацию

0

1

2

3

 

Работать с чертежами, картами и схема­ми

0

1

2

3

 

Принимать и передавать сигналы и со­общения

0

1

2

3

4

Заниматься художественным оформле­нием

0

1

2

3

 

Рисовать, фотографировать

0

1

2

3

 

Создавать произведения искусства

0

1

2

3

 

Выступать на сцене

0

1

2

3

 

Шить, вязать, вышивать

0

1

2

3

5

Ухаживать за животными

0

1

2

3

 

Заготавливать продукты

0

1

2

3

 

Работать на открытом воздухе

0

1

2

3

 

Выращивать овощи и фрукты

0

1

2

3

 

Иметь дело с природой

0

1

2

3

 

 

А

Работать руками

0

1

2

3

 

Выполнять решения

0

1

2

3

 

Воспроизводить имеющиеся образцы, размножать, копировать

0

1

2

3

 

Получать конкретный практический ре­зультат

0

1

2

3

 

Воплощать идеи в жизнь

0

1

2

3

Б

Работать головой

0

1

2

3

 

Принимать решения

0

1

2

3

 

Создавать новые образцы

0

1

2

3

 

Анализировать, изучать, исследовать, наблюдать, измерять, испытывать, кон­тролировать

0

1

2

3

 

Планировать, конструировать, проекти­ровать, разрабатывать, моделировать

0

1

2

3

 

По  материалам сайта:    http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/07/03/testy-po-proforientatsii

 

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"