Изучение взаимосвязи типа личности
и сферы профессиональной деятельности
Согласно типологии личности американского психолога Дж. Холланда, различают шесть психологических типов людей: реалистичный, интеллектуальный, социальный, конвенциальный (стандартный), предприимчивый, артистический. Каждый тип характеризуется определенными особенностями темперамента, характера и т. д. В связи с этим определенному психологическому типу личности соответствуют профессии, в которых человек может достичь наибольших успехов. Отнесение людей к тому или иному психологическому типу осуществляется с помощью соответствующих опросников.
Определение типа личности по методике Дж. Холланда осуществляется следующим образом.
Оснащение. Опросник и лист для ответов.
Порядок работы. Ответный лист можно заполнять индивидуально или в группе. Испытуемому дается следующая инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете работать по любой специальности. Однако если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли? Обведите кружком выбранный вами ответ в регистрационном бланке».
Опросник Дж. Холланда
1 а.
|
Инженер-технолог
|
1 6.
|
Конструктор
|
2 а. |
Завуч по внеклассной заботе |
2 6. |
Председатель профсоюзного комитета |
3 а. |
Дизайнер |
3 6. |
Чертежник |
4 а. |
Ученый-химик |
4 6. |
Бухгалтер |
5 а. |
Политический деятель |
5 6 |
Писатель |
6 а. |
Повар |
6 б. |
Наборщик |
7 а. |
Адвокат |
7 6. |
Редактор научного журнала |
8 а. |
воспитатель |
8 6. |
Художник по керамике |
9 а. |
Вязальщик |
9 6. |
Санитарный врач |
10 а. |
Нотариус |
10 6. |
Снабженец |
11 а. |
Переводчик |
116. |
Лингвист |
12 а. |
Педиатр |
12 6. |
Статистик |
13 а. |
Заведующий магазином |
13 6. |
Фотограф |
14 а. |
Философ |
14 6. |
Психиатр |
15 а. |
Оператор ЭВМ |
15 6. |
Карикатурист |
16 а. |
Садовник |
166. |
Метеоролог |
17 а. |
Учитель |
176. |
Командир отряда |
18 а. |
Художник по металлу |
18 6. |
Маляр |
19 а. |
Гидролог |
19 6. |
Ревизор |
20 а. |
Заведующий хозяйством |
20 6. |
Дирижер |
21а. |
Инженер-электронщик |
216. |
Секретарь-машинистка |
22 а. |
Главный зоотехник |
22 6. |
Зоолог |
23 а. |
Спортивный врач |
23 6. |
Фельетонист |
24 а. |
Водитель троллейбуса |
24 6. |
Медсестра |
25 а. |
Копировщик |
25 6. |
Директор |
26 а. |
Архитектор |
266. |
Математик |
27 а. |
Работник детской комнаты милиции |
27 6. |
Счетовод |
28 а. |
Председатель колхоза |
28 6. |
Агроном-счетовод |
29 а. |
Биолог |
29 6. |
Офтальмолог |
30 а. |
Архивариус |
30 6. |
Скульптор |
31а. |
Стенографист |
31 6. |
Логопед |
32 а. |
Экономист |
32 6. |
Заведующий магазином |
33а. |
Научный работник музея |
33 6. |
консультант |
34 а. |
Корректор |
34 6. |
Критик |
35 а. |
Радиооператор |
35 6. |
Специалист по ядерной физике |
36 а. |
Врач |
36 6. |
Дипломат |
37 а. |
Актер |
37 6. |
Телеоператор |
38 а |
Археолог |
38 6 |
Эксперт |
39 а. |
Закройщик-модельер |
39 6. |
Декоратор |
40 а. |
Часовой мастер |
40 6. |
Монтажник |
41 а. |
Режиссер |
41 6. |
Ученый |
42 а. |
Психолог |
42 6. |
Поэт |
Лист ответов
(ФИО) ___________________________________________________________________
1 а |
1 б |
2 а |
|
2 б |
3 а |
3 б |
4 а |
|
4 б |
5 а |
5 б |
6 а |
|
|
6 б |
7 а |
|
|
7 б |
8 а |
|
|
8 б |
9 а |
|
9 б |
10 а |
10 б |
11 а |
|
11 б |
12 а |
12 б |
13 а |
|
13 б |
14 а |
14 б |
15 а |
|
15 б |
16 а |
16 б |
17 а |
|
17 б |
18 а |
18 6 |
19 а |
|
19 б |
20 а |
20 б |
21 а |
|
|
21 б |
22 а |
|
|
22 б |
23 а |
|
|
23 б |
24 а |
|
24 б |
25 а |
25 б |
26 а |
|
26 б |
27 а |
27 б |
28 а |
|
28 б |
29 а |
29 б |
30 а |
|
30 б |
31 а |
|
31 б |
32 а |
32 б |
|
|
33 а |
33 б |
34 а |
|
34 б |
35 а |
35 б |
36 а |
|
36 б |
37 а |
37 6 |
38 а |
|
38 б |
39 а |
39 б |
40 а |
|
|
40 б |
41 а |
|
|
41 б |
42 а |
|
|
42 б |
Обработка результатов. Подсчитывав количество отмеченных ответов в регистрационном бланке по каждому столбцу в отдельности. Полученные числовые значения характеризуют выраженность определенного типа личности по классификации Дж. Хол-ланда:
1-й столбец — реалистичный тип, 2-й столбец — интеллектуальный тип, 3-й столбец — социальный тип, 4-й столбец — конвенциальный тиа, 5-й столбец — предприимчивый тип, 6-й столбец — артистический тип. Анализ полученных данных производится путем выделения столбца, содержащего наибольшее количество отмеченных ответов и соответствующих определенному типу личности по Дж. Холланду.
Характеристика типов личности но Дж. Холланду
1. Реалистичный тип
«Мужской» тип. Обладает высокой эмоциональной зависимостью, ориентирован на настоящее. Предпочитает заниматься конкретными объектами и их использованием. Выбирает занятия, требующие моторных навыков (постоянное движение), ловкости. Отдает предпочтение профессиям с конкретными задачами: механик, водитель, инженер, агроном и т. п. Характерны невербальные способности, развитые моторные навыки, пространственное воображение (чтение чертежей). Имеет шансы добиться успеха в таких областях; как физика, экономика, кибернетика, химия, спорт.
2. Интеллектуальный тип
Характерны аналитический ум, независимость и оригинальность суждений. Преобладают теоретические и эстетические ценности. Ориентируется на решение интеллектуальных творческих задач. Чаще выбирает научные профессии. Структура интеллекта гармонична: развиты вербальные и невербальные способности. Характеризуется высокой активностью, на общение не настроен. В беседах чаще является передатчиком информации, в основном — интроверт. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: математика, география, геология, творческие профессии.
3. Социальный тип
Отличался выраженными социальными умениями (умением общаться, стремлением к лидерству, потребностями в многочисленных социальных контактах). Независим от окружающих, с успехом приспосабливается к обстоятельствам. Эмоционален и чувствителен. В структуре интеллекта выражены вербальные способности. Отличается стремлением поучать и воспитывать окружающих, способностью к сопереживанию и сочувствию. Наиболее предпочитаемые сферы деятельности: психология, медицина, педагогика.
4. Конвенциальный тип
Отдаст предпочтение структурированной деятельности, работе по инструкции, определенным алгоритмам. Имеются способности к переработке конкретной, рутинной (цифровой) информации. Подход к проблемам носит стереотипный характер. Черты характера: консерватизм, подчиненность, зависимость. В поведении и общении придерживается стереотипов, хорошо следует обычаям. Слабый организатор и руководитель. Чаще преобладают невербальные (особенно счетные) способности. Наиболее предпочтительны такие специальности, как бухгалтер, финансист, товаровед, экономист, делопроизводитель, машинистка, канцелярский служащий.
5. Предприимчивый тип
Выбирает цели и задачи, позволяющие проявить энергию, импульсивность, энтузиазм. Чертами характера являются: стремление к лидерству, потребность в признании, предприимчивость, некоторая агрессивность. Предпочитает задачи, связанные с руководством, личным статусом.
6. Артистический тип
В отношениях с окружающими опирается на свое воображение и интуицию, присущ эмоционально сложный взгляд на жизнь. Черты характера: независимость в принятии решений, оригинальность мышления, обычно не живет по правилам и традициям. Предпочитает занятия творческого характера: музицирование, рисование, деятельность в области гуманитарных наук. Хорошо развито восприятие и моторика. Высокий уровень экстравертированности. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: история, философия, искусство.
По материалам сайта: http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/07/03/testy-po-proforientatsii
Мотивы выбора профессии
Анкета
В верхней строчке таблицы впишите название профессии, которой вам хотелось бы овладеть и по которой бы хотелось работать в будущем. Это может быть трудно, но запишите профессию даже в том случае, если вы сомневаетесь в своем выборе. А затем в правом столбце таблицы поставьте крестик напротив тех утверждений, с которыми вы согласны. Это даст вам возможность лучше понять, каковы мотивы вашего выбора профессии.
Мне хочется выбрать профессию ____________________________, потому что:
|
1 |
Ее рекомендовали родственники, учителя или сверстники |
|
2 |
Хочу походить на героя книги или кинофильма |
|
3 |
Этого требует материальное положение семьи |
|
4 |
Она дает отсрочку службы в армии |
|
5 |
Я гожусь к ней по состоянию здоровья |
|
6 |
Так сложились обстоятельства |
|
7 |
Следую примеру родственников, знакомых или друзей |
|
8 |
Эта профессия престижна |
|
9 |
Легко найти работу по этой профессии |
|
10 |
Она соответствует моему любимому школьному предмету |
|
11 |
Мне интересна данная профессия |
|
12 |
Имея ее, можно быстро достичь успеха |
|
13 |
Нравится индивидуальный или коллективный характер труда |
|
14 |
Привлекают средства труда |
|
15 |
Она дает возможность помогать другим людям |
|
16 |
Она предоставляет хорошие условия труда |
|
17 |
Можно учиться или работать близко от дома |
|
18 |
Люблю работать самостоятельно или в подчинении |
|
19 |
Она дает возможность командировок и путешествий |
|
20 |
Нравится свободный режим труда |
|
21 |
Работа характеризуется повременной или сдельной оплатой труда |
|
22 |
Привлекает высокий или невысокий уровень ответственности |
|
23 |
Хочется получать высокую заработную плату |
|
24 |
Она дает возможность обладать властью, влиять на других |
|
25 |
Она позволяет что-либо «доставать» или «устраивать» |
|
26 |
Она предоставляет льготы |
|
27 |
Она дает возможность иметь дополнительные доходы |
|
28 |
Она укрепляет здоровье и требует физического развития |
|
29 |
Она развивает и тренирует мышление, память, внимание, волю |
|
30 |
Она позволяет реализовать навыки и способности |
|
31 |
Она расширяет круг общения |
|
32 |
Она дает возможность профессионального роста |
|
33 |
Ей легко овладеть, получить образование |
|
34 |
Эта профессия позволяет быть уверенным в завтрашнем дне Она отличается творчеством и разнообразием |
|
35 |
Она отличается творчеством и разнообразием |
|
По материалам сайта: http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/07/03/testy-po-proforientatsii
Опросник для изучения ведущих мотивов
профессиональной деятельности
Обследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Испытуемым раздают бланки для ответов и зачитывают инструкцию.
Инструкция: «Предлагаемый опросник состоит из ряда утверждений, каждое из которых имеет три различных окончания. Необходимо из трех вариантов окончания выбрать наиболее верный. Далее в бланке ответов следует отыскать соответствующий ответ и отметить его, обведя кружком. Будьте внимательны: для каждого утверждения должен быть выбран и помечен только один ответ. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление, нам важен не конкретный ответ, а суммарный по серии вопросов».
Опросник для изучения ведущих мотивов профессиональной деятельности
1. Мне нравится:
а) выполнять любую работу, если я знаю, что мой труд не пропадет даром;
б) учиться всему новому для того, чтобы достигнуть поставленных в жизни целей;
в) делать все как можно лучше, потому что это поможет мне в жизни.
2. Я думаю, что:
а) надо делать все, что поручают, как можно лучше, так как это поможет мне в жизни;
б) своей работой надо приносить пользу окружающим, тогда и они ответят тебе тем же;
в) важно заниматься где угодно, если это приближает к достижению поставленных целей.
3. Я люблю:
а) узнавать что-то новое, если мне это пригодится в будущем;
б) выполнять любую работу как можно лучше, если это будет кем-то замечено;
в) делать любое дело как можно лучше, так как это приносит радость окружающим.
4. Я считаю, что:
а) главное в любой работе — это то, что она приносит пользу окружающим;
б) в жизни необходимо все испытать, попробовать свои силы во всем;
в) и жизни главное — это постоянно учиться всему новому.
5. Мне приятно:
а) когда я делаю любую работу так хорошо, как я это могу;
б) когда моя работа приносит пользу окружающим, так как это главное в любой работе;
в) выполнять любую работу, потому что работать всегда приятно.
6. Меня привлекает:
а) процесс приобретения новых знаний и навыков;
б) выполнение любой работы на пределе моих возможностей;
в) процесс той работы, который приносит явную пользу окружающим.
7. Я уверен в том, что:
а) любая работа интересна тогда, когда она важна и ответственна;
б) любая работа интересна тогда, когда она приносит мне пользу;
в) любая работа интересна тогда, когда я моту мастерски ее выполнить.
8. Мне правится:
а) быть мастером своего дела;
б) делать что-то самому, без помощи взрослых;
в) постоянно учиться чему-то новому.
9. Мне интересно:
а) учиться;
б) делать все то, что заметно окружающим;
в) работать.
10. Я думаю, что:
а) было бы лучше, если бы результаты моей работы всегда были видны окружающим;
б) в любой работе важен результат;
в) необходимо скорее овладеть нужными знаниями и навыками, чтобы можно было самому делать все, что хочется.
11. Мне хочется:
а) заниматься только тем, что мне приятно;
б) любое дело делать как можно лучше, поскольку только таким образом можно сделать действительно хорошо;
в) чтобы моя работа приносила пользу окружающим, так как это поможет мне в будущем.
12. Мне интересно:
а) когда я делаю какое-то дело так хорошо, как это могут сделать немногие;
б) когда я обучаюсь делать то, чего не умел ранее;
в) делать те вещи, на которые обращают внимание.
13. Я люблю:
а) делать то, что очень всеми ценится;
б) делать любое дело, если мне не мешают;
в) когда мне есть, чем заняться.
14. Мне хочется:
а) выполнять любую работу, так как мне интересен результат;
б) выполнять ту работу, которая приносит пользу;
в) выполнять ту работу, которая мне нравится.
15. Я считаю, что:
а) в любой работе самое интересное — это ее процесс;
б) в любой работе самое интересное — это ее результат;
в) в любой работе самое интересное — это то, насколько она важна для других людей.
16. Мне приятно:
а) учиться всему, что мне потом пригодится в жизни;
б) учиться всему новому, независимо от того, насколько это нужно;
в) учиться, поскольку нравится сам процесс учения.
17. Меня привлекает:
а) перспектива, которая откроется мне после окончания учебы;
б) то, что после учебы я стану нужным человеком;
в) в учебе то, что она полезна для меня.
18. Я уверен в том, что:
а) то, чему я научусь, всегда мне пригодится;
б) мне всегда будет нравиться учиться;
в) после учебы я стану нужным человеком.
19. Мне нравится:
а) когда результаты моей работы видны окружающим;
б) когда я выполняю свою работу мастерски;
в) когда я выполняю любое дело так хорошо, как это могут сделать немногие.
20. Мне интересно:
а) когда я качественно выполняю порученное мне дело;
б) делать все то, что заметно для окружающих;
в) если все знают, что я делаю на своей работе.
Лист для ответов
Фамилия, имя. отчество...
1.1 |
1.2 |
13 |
1.4 |
1.5 |
1.6 |
1 а |
4 6 |
9 в |
10 6 |
7 а |
8 б |
2 в |
5 в |
13 в |
14 а |
14 6 |
11 а |
13 а |
13 6 |
15 а |
15 6 |
15 в |
14 в |
2.1 |
2.2 |
2.3 |
2.4 |
2.5 |
2.6 |
1 6 |
4 в |
9 а |
10 в |
7 6 |
8 в |
3 а |
6 а |
16 в |
12 6 |
17 6 |
17 в |
16 а |
16 6 |
18 6 |
17 а |
18 в |
18 а |
3.1 |
3.2 |
3.3 |
3.4 |
|
|
1 в |
5 а |
7 в |
8 а |
|
|
2 а |
6 б |
12 а |
19 в |
|
|
3 б |
11 б |
19 б |
20 а |
|
|
4.1 |
4.2 |
4.3 |
4.4 |
|
|
2 6 |
4 а |
9 6 |
10 а |
|
|
3 в |
5 6 |
12 6 |
19 а |
|
|
1 в |
6 в |
20 в |
20 6 |
|
|
Обработка результатов. Методика предназначена для изучения мотивов профессиональной деятельности. Среди них условно выделены четыре основные группы:
1 — мотивы собственного труда,
2 — мотивы социальной значимости труда,
3 — мотивы самоутверждения в труде,
4 — мотивы профессионального мастерства.
После заполнения бланка ответов подсчитывается сумма кружков в каждом столбике. Вначале находится абсолютная сумма баллов по каждой из четырех групп мотивов. Для этого складывается отдельно сумма всех столбиков: 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6; 2.1... 2.6; 3.1, 3 2, 3.3, 3.4.; 4.1, 4.2, 4.3, 4.4. Однако в различных группах мотивов выделено неодинаковое количество ответов. Для их сравнения абсолютные суммы баллов первой и второй групп необходимо умножить на 2, а третьей и четвертой на 3. Полученные суммы имеют одинаковый «вес» баллов и могут сравниваться друг с другом.
По материалам сайта: http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/07/03/testy-po-proforientatsii
Практическая работа
Задание 1. Определите свой темперамент.
Прочитайте утверждения, соответствующие четырем типам темперамента. Паспорт каждого темперамента состоит из 20 вопросов. Если то или иное качество, названное в паспорте, имеется у вас, то под этим номером в тетради вы ставите знак «+». Если считаете, что названное качество у вас отсутствует, то ни какого знака не ставьте. Отвечать надо объективно и честно.
Учитывая, что чистый тип темперамента встречается очень редко, у каждого человека обнаруживаются качества, характерные для различных типов. Степень выраженности каждого типа темперамента у человека подсчитывается так. Подсчитывается количество «+» в каждом паспорте и затем результаты ранжируются в убывающем порядке. Ваш тип тот, который окажется на первом и втором месте.
Паспорт сангвиника
1. Веселый и жизнерадостный.
2. Деловиты.
3. Часто не доводите дело до конца.
4. Склонны переоценивать себя, свои возможности.
5. Способны быстро схватывать новое.
6. Неустойчивы в интересах и склонностях.
7. Легко переживаете неудачи и неприятности.
8. Легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам.
9. С увлечением беретесь за любое дело.
10. Быстро остываете, если дело перестает вас интересовать.
11. Быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую.
12. Тяготитесь однообразием, будничной кропотливой работой.
13. Общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности в общении с новыми людьми.
14. Работаете быстро, увлеченно, ровно, нуждаетесь в перерывах реже других.
15. Выносливы и работоспособны.
16. Обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой.
17. Сохраняете самообладание в неожиданной, сложной обстановке.
18. Обладаете всегда бодрым настроением.
19. Быстро засыпаете и пробуждаетесь.
20. Часто не собраны, проявляете поспешность в решениях.
Паспорт холерика
1. Неусидчивы, суетливы.
2. Невыдержанны, вспыльчивы.
3. Нетерпеливы, реактивны.
4. Резки и прямолинейны во взаимоотношениях с людьми.
5. Решительны и инициативны.
6. Энергичны.
7. Находчивы в споре.
8. Работаете рывками.
9. Склонны к риску.
10. Злопамятны и обидчивы.
11. Обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью.
12. Неуравновешенны и склонны к горячности.
13. Агрессивны.
14. Нетерпимы к недостаткам.
15. Обладаете выразительной мимикой.
16. Способны быстро действовать и решать жизненные задачи.
17. Неустанно стремитесь к новому.
18. Обладаете резкими порывистыми движениями.
19. Настойчивы в достижении поставленной цели.
20. Склонны к резким сменам настроений.
Паспорт флегматика
1. Спокойны и хладнокровны.
2. Последовательны и обстоятельны в делах.
3. Осторожны и рассудительны.
4. Работаете спокойно, медленно, редко отдыхаете.
5. Молчаливы и не любите попусту болтать.
6. Обладаете спокойной, равномерной речью, без резко выраженных эмоций, жестикуляций и мимики.
7. Сдержанны и терпеливы.
8. Как правило, доводите начатое дело до конца.
9. Не тратите попусту сил.
10. Строго придерживаетесь выработанного распорядка жизни, системы в работе.
11. Легко сдерживаете свои желания.
12. Маловосприимчивы к одобрению и порицанию.
13. Незлобивы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес.
14. Постоянны в своих отношениях и интересах, умеете ждать, ладить с другими.
15. Медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое.
16. Ровны в отношениях со всеми.
17. Любите аккуратность и порядок во всем.
18. С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке.
19. Инертны, малоподвижны, вялы.
20. Обладаете выдержкой.
Паспорт меланхолика
1. Стеснительны и застенчивы.
2. Теряетесь в новой обстановке.
3. Затрудняетесь установить контакт с незнакомыми людьми.
4. Легко переносите одиночество.
5. Не верите в свои силы, падаете духом при невзгодах.
6. Чувствуете подавленность и растерянность при неудачах.
7. Склонны уходить в себя.
8. Быстро утомляетесь, нуждаетесь в более частых для отдыха перерывах.
9. Обладаете слабой, тихой речью, иногда снижающейся до шепота.
10. Невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника. И. Впечатлительны до слезливости, тревожности.
12. Чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию.
13. Предъявляете высокие требования к себе и к окружающим.
14. Склонны к подозрительности, мнительности.
15. Болезненно чувствительны и легкоранимы.
16. Чрезмерно обидчивы.
17. Скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями.
18. Малоактивны в работе.
19. Безропотно покорны.
20. Стремитесь вызывать сочувствие и помощь у окружающих.
При обработке результатов нужно учесть то обстоятельство, что данная методика субъективна, так как основана на самооценке. Кроме того, выявить особенности темперамента наблюдением порой бывает очень трудно, так как они маскируются характером. О свойствах же темперамента с наибольшей точностью можно судить в максимально трудных для проявления этих свойств условиях, например об активности — наблюдать в условиях утомления.
Практические работы
Задание 1. С помощью приведенной ниже анкеты оцените уровень развития своих волевых качеств.
Инструкция. Ответьте на все вопросы анкеты, не пропуская ни одного. Отвечая на вопрос, обведите кружком букву ответа, который соответствует вашему поведению.
Анкета
1. Делаете ли вы по утрам зарядку?
а) Регулярно.
б) Время от времени.
в) Не делаю.
2. Отстаиваете ли вы свое мнение перед товарищами и взрослыми в случае несогласия с ними?
а) Всегда.
б) Иногда пытаюсь это делать, но не всегда удается.
в) Нет.
3. Умеете ли вы владеть своими чувствами (преодолевать растерянность, страх и т. п.)?
а) Да, в любой ситуации.
б) Не всегда, в зависимости от ситуации.
в) Не умею.
4. Высказываете ли вы свое мнение на собраниях, критикуете ли недостатки своих товарищей?
а) Всегда.
б) Иногда решаюсь на это.
в) Никогда.
5. Останавливают ли вас неудачные попытки решения задачи, разучивания упражнения и т. п.?
а) Да.
б) Иногда.
в) Практически никогда.
6. В какой мере сформированы у вас основные бытовые навыки (уборка постели, поддерживание порядка в комнате, соблюдение основных требований к внешнему виду)?
а) В основном сформированы достаточно устойчиво: регулярно убираю постель, поддерживаю порядок в комнате, аккуратен в одежде.
б) Сформированы, но недостаточно устойчиво.
в) Не сформированы.
7. Способны ли вы сами без внешнего принуждения организовать свое время?
а) Да.
б) Делаю это нерегулярно.
в) Практически никогда этого не делаю.
8. Можете ли вы без напоминания сесть за приготовление домашних заданий?
а) Практически всегда.
б) Только иногда.
в) Практически никогда этого не делаю.
9. Способны ли вы длительно (в течение нескольких недель или даже месяцев) заниматься каким-либо делом?
а) Да.
б) В редких случаях.
в) Нет.
10. Проявляете ли вы интерес к самовоспитанию?
а) Достаточно отчетливо.
б) От случая к случаю.
в) Не проявляю.
11. Если вы проявляете интерес к самовоспитанию, то в какой мере он носит устойчивый характер?
а) Регулярно предпринимаю попытки самовоспитания.
б) Попытки самовоспитания предпринимаю от случая к случаю.
в) Никаких попыток самовоспитания не предпринимаю.
12. Есть ли у вас программа самовоспитания?
а) Да.
б) Определенной программы нет, но есть некоторые наметки.
в) Никакой программы нет.
13. Доводите ли вы свои дела до конца?
а) Да.
б) Не все дела довожу до конца.
в) Очень редко довожу начатое до конца.
14. Планируете ли вы свободное время (особенно на воскресенье, в каникулы) или действуете как придется?
а) Чаще всего планирую.
б) Иногда планирую.
в) Практически никогда не планирую.
15. Умеете ли вы сдерживать свои чувства?
а) В основном умею.
б) Иногда не сдерживаюсь.
в) Как правило, не сдерживаюсь.
16. Умеете ли вы серьезно и ответственно выполнять задание, которое считаете важным?
а) Как правило, умею.
б) Не всегда умею.
в) Не умею.
17. Пытаетесь ли вы определить для себя серьезную жизненную цель (выбор профессии, овладение важными трудовыми навыками)?
а) Да.
б) Пытаюсь, но только от случая к случаю.
в) Не пытаюсь.
18. Если вы имеете какую-либо серьезную цель, делаете ли что-нибудь для ее осуществления?
а) Делаю.
б) Делаю очень мало.
в) Ничего не делаю.
Подсчитайте, сколько раз ваш ответ соответствовал вариантам «а», «б» и «в». За каждый ответ, соответствующий варианту «а» вы получаете 2 балла, «б» — 1 балл, «в» — 0 баллов.
Подсчитайте общую сумму баллов. Она характеризует выраженность волевых черт характера. Если вы набрали более 30 баллов, уровень развития волевых качеств очень высокий; 20— 30 баллов — низкий; 10—20 — волевые качества практически не развиты.
Задание 2. С помощью приведенной далее оценочной шкалы оцените развитие у себя решительности, характеризующейся своевременностью принятия решений, обдуманностью принимаемых решений, своевременностью их исполнения.
Для этого внимательно прочитайте в таблице каждое предлагаемое утверждение. Если вы согласны с ним, поставьте плюс в соответствующей графе. Затем подсчитайте сумму набранных баллов.
Если вы набрали 7—9 баллов, то решительность у вас достаточно ярко выражена, 10—15 — есть некоторая неуверенность и тревожность, более 15 — вам свойственны нерешительность и неуверенность.
Утверждение |
Варианты ответов |
Никогда
1 балл |
Иногда
2 балла |
Всегда
3 балла |
1. Принимать решение трудно
2. Переключение внимания с одного дела на другое связано с сильным
нервным напряжением
3. Будущее кажется неопределенным, и это тревожит
4. Если делают замечание, то появляется чувство, что ко мне
несправедливы
5. Мне необходимо подробно объяснить любое новое дело
6. Я люблю ясные четкие конкретные поручения
7. Мне трудно проявить личную инициативу |
|
|
|
Задание 3. Определите развитие у себя таких волевых качеств, как самостоятельность и инициативность. Они проявляются в:
а) критическом отношении к советам, суждениям, решениям и действиям других людей, отсутствии склонности подражать авторитетам;
б) самостоятельной подготовке к очередным занятиям и соревнованиям (чтение учебных пособий, наблюдения за действиями других, беседы с ними и др.);
в) самостоятельном анализе результатов своих достижений с акцентом внимания на недостатках и соображениями на будущее;
г) склонности к совершенствованию старых и изобретению новых способов выполнения каких-либо действий (решения задач, выполнения спортивных упражнений и т.д.);
д) склонности к самостоятельной творческой разработке тактических действий, комбинаций, планов и т. д.;
е) стремлении использовать для повышения мастерства новые, прогрессивные методы и средства тренировки (методы срочной информации, тренажеры, различную аппаратуру, высокие физические нагрузки).
Оцените проявление у себя каждого признака в пунктах а — е и запишите соответствующий балл в тетрадь. Рекомендуется следующая шкала оценок: отчетливое проявление — 2 балла; неотчетливое — 1 балл; не проявляется — 0.
Сложите оценки за каждые три проявления признака и запишите суммарный результат в тетрадь. Максимальное проявление качества — 12 баллов.
Задание 4. С помощью приведенной ниже анкеты определите свою способность к общению (коммуникативные способности).
Для этого быстро и точно ответьте на все вопросы. Ответы могут быть только утвердительными (да) или отрицательными (нет).
Анкета
1. Много ли у вас друзей?
2. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-то из ваших товарищей?
3. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?
4. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время за чтением книг или за каким-либо другим занятием, чем общаясь с людьми?
5. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?
6. Трудно ли вам включаться в новые компании?
7. Легко ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
8. Легко ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
9. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
10. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?
11. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?
12. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
13. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
14. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей?
15. Полагаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию?
16. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
17. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую компанию?
18. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
19. Верно ли, что у вас много друзей?
20. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
Каждый утвердительный ответ на нечетные вопросы и отрицательный на четные оценивается в 1 балл. Подсчитайте общий результат.
Если вы набрали менее 10 баллов, уровень развития у вас коммуникативных способностей низкий. Вы скорее всего замкнутый, необщительный человек, с трудом знакомитесь с людьми и не стремитесь к этому; 10—13 баллов — средний уровень; 14 баллов и более — высокий. В таком случае для вас одна из радостей в жизни — общение, окружающие ценят в вас энергию, способность вести диалог и др.
Задание 5. Определите свои организаторские способности, т. е. умение активно влиять на людей.
Для этого ответьте быстро, не задумываясь, на нижеприведенные вопросы. Ответы должны быть только утвердительными (да) или отрицательными (нет). Отвечая, постарайтесь воспроизводить свое реальное поведение в конкретной ситуации.
1. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей на свою сторону?
2. Хорошо ли вы ориентируетесь в критической ситуации?
3. Нравится ли вам заниматься общественной работой?
4. Легко ли вы отступаете от своих намерений, если возникают некоторые помехи в осуществлении их?
5. Любите ли вы придумывать или организовывать различные игры, развлечения?
6. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
7. Стремитесь ли вы к тому, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
8. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
9. Часто ли в решении важных дел вы проявляете инициативу?
10. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой обстановке?
11. Возникает ли у вас раздражение, если не удается закончить начатое дело?
12. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
13. Часто ли проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?
14. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
15. Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе {классе)?
16. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение: или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?
17. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
18. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
19. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания?
20. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в обществе большой группы своих товарищей?
После того как вы ответите на предложенные вопросы, подсчитайте сумму набранных баллов. При этом учтите, что каждый утвердительный ответ на нечетные вопросы и отрицательный на четные оценивается в 1 балл.
Результат 15 баллов и более свидетельствует о высоком уровне организаторских способностей; 13—14 баллов — о среднем; ниже 13 баллов — о низком уровне развития организаторских способностей. Если у вас оказался низкий уровень, не отчаивайтесь, при желании вы можете развить свои организаторские способности.
Задание 6. Определите свое отношение к нравственным нормам поведения (ответственности, коллективистической направленности, самокритичности, принципиальности, чуткости, справедливости).
Ниже дано описание различных жизненных ситуаций. Как бы вы поступили, оказавшись в каждой из них? Из предложенных ответов выберите тот, который совпадает с вашей точкой зрения (запомните, под какой он буквой), или запишите вариант.
1. Во время каникул, когда вы собрались поехать отдохнуть, классный руководитель неожиданно попросил помочь привести в порядок учебный кабинет. Как вы поступите?
а) Скажите, что согласны помочь, и отложите свой отъезд.
б) Соберете ребят и вместе с ними сделаете всю работу за один день.
в) Пообещаете выполнить работу после возвращения.
г) Посоветуете привлечь на помощь того, кто остается в городе.
д) Или...
2. Вам дали поручение, которое вам не по душе, но его
выполнение срочно необходимо коллективу. Как вы поступите?
а) Добросовестно выполните поручение.
б) Привлечете к выполнению поручения товарищей.
в) Попросите дать вам другое, более интересное для вас поручение.
г) Найдете повод для отказа.
д) Или...
3. Вы случайно услышали, как группа одноклассников высказывала справедливые, но неприятные замечания в ваш адрес. Как вы поступите?
а) Постараетесь объяснить ребятам свое поведение.
б) Переведете разговор в шутку, но постараетесь поскорее исправить те недостатки, о которых шла речь.
в) Сделаете вид, что ничего не слышали.
г) Скажете ребятам, что они сами не лучше вас, особенно потому, что говорят о вас в ваше отсутствие.
д) Или...
4. В трудовом лагере во время прополки овощей у вас на руках образовались болезненные мозоли. Как вы поступите?
а) Будете, превозмогая боль, выполнять норму, как все.
б) Обратитесь к друзьям с просьбой помочь выполнить норму.
в) Попросите освободить вас от этой работы и перевести на другую.
г) Оставите работу незаконченной и пойдете отдыхать.
д) Или...
5. Вы стали свидетелем того, как один человек незаслуженно обидел другого. Как вы поступите?
а) Потребуете от обидчика извинений в адрес пострадавшего.
б) Разберетесь в причинах конфликта и добьетесь его устранения.
в) Выразите соболезнование тому, кого обидели.
г) Сделаете вид, что вас это не касается.
д) Или...
6. Случайно, не желая того, вы нанесли небольшой ущерб или причинили зло другому человеку. Как вы поступите?
а) Сделаете все возможное для устранения зла, ущерба.
б) Извинитесь, объясните пострадавшему, что не хотели этого.
в) Постараетесь, чтобы никто не заметил нанесенного вами ущерба, сделаете вид, что вы не виноваты.
г) Свалите вину на того, кто пострадал: пусть не лезет, сам виноват.
д) Или...
Если в ваших ответах варианты «а», то это свидетельствует об активном, устойчивом положительном отношении к соответствующим нравственным нормам; если «б» — это отношение активное, но недостаточно устойчивое (возможны компромиссы); если «в» — отношение пассивное и недостаточно устойчивое; «г» — отношение отрицательное, неустойчивое.
Задание 7. Вам предлагается очень быстро (в течение 15 с) закончить предложения, содержащие следующие рассуждения:
1. Если я знаю, что поступил(а) неправильно, то...
2. Когда я затрудняюсь принять решение, то...
3. Выбирая между интересным, но необязательным и необходимым, но скучным занятием, я обычно...
4. Когда в моем присутствии обижают человека, я...
5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я...
6. Если бы я был на месте учителя, то...
7. Думаю, что мой отец редко...
8. Если все товарищи по команде против меня, то...
9. Когда у меня успех, мои товарищи...
10. Если есть свободное время, я...
11. Мало кто знает, что я боюсь...
12. Не люблю людей, которые...
13. Моей большой ошибкой было...
14. Иногда в моей душе просыпается...
Это упражнение позволяет проанализировать свое внутреннее отношение к близким, к самому себе, к личным ценностям и т. д., а также выявить свое эмоциональное состояние и причины, порождающие агрессивность, раздражительность и т. д.
Организация своего общения.
Первое впечатление о характере человека обычно складывается по манере его общения с окружающими. Учитывая это, приведем некоторые рекомендации о том, как лучше организовать свое общение.
1. Важно научиться слушать другого человека, не перебивать его во время разговора.
2. Важно понимать другого человека. Индусские философы придумали такое правило спора. Каждый собеседник должен сначала изложить мысль своего противника в споре и, только получив от него подтверждение, что его мысль правильно понята, может ее опровергать. Этим правилом очень полезно пользоваться хотя бы в тех случаях, когда спорящие вкладывают разный смысл в одни и те же слова.
3. Нужно научиться искренне ценить людей. Культурный и развитый человек всегда найдет в другом хорошие качества. Важно быть щедрым на похвалу, высоко оценивать истинные достоинства людей.
4. Нужно быть внимательным к людям. Говорят: лучше лишить человека пищи, чем внимания.
5. Общение — это воспитание полезных привычек, тренировка поступков, достойного поведения. Поэтому в общении все важно: как вы одеты, как сидите, как ходите, танцуете, разговариваете с соседями. Все это и многое другое формирует ваш характер.
Упражнения на формирование волевых привычек
1. «Прогулка». Выйдя из дому, вернуться ровно через час (ошибка должна составлять не более ±2 мин). Это упражнение требует точного расчета времени, хотя установка на продолжительность прогулки может меняться от 30 мин до 2 ч.
2. «Будильник». После звонка будильника сосчитать до 35 и встать. Каждый день убавлять счет на 5 и через неделю встать на счет «3». Упражнение считается освоенным, если три недели подряд вы встаете без срывов на счет «3».
3. «Зарядка». Начать зарядку с 10 мин, затем через неделю прибавлять по 1 мин и довести ее до 17 мин. Начинать зарядку надо приблизительно в одно и то же время. Упражнение считается освоенным, если вы выполняете его 3 — 4 недели без срывов.
По материалам сайта: http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/07/03/testy-po-proforientatsii
Я могу
(способен, умею, обладаю навыками):
Инструкция: Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени вашей способности к этому виду деятельности (0 — вовсе нет, 1 — пожалуй, так, 2 — верно, 3 — совершенно верно).
1 |
Знакомиться с новыми людьми |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Быть чутким и доброжелательным |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Выслушивать людей |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Разбираться в людях |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Хорошо говорить и выступать публично |
0 |
1 |
2 |
3 |
2 |
Искать и устранять неисправности |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Использовать приборы, машины, механизмы |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Разбираться в технических устройствах |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Ловко обращаться с инструментами |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Хорошо ориентироваться в пространстве |
0 |
1 |
2 |
3 |
3 |
Быть сосредоточенным и усидчивым |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Хорошо считать в уме |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Кодировать информацию |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Оперировать знаками и символами |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Искать и исправлять ошибки |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Создавать красивые, со вкусом сделанные вещи |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Разбираться в литературе и искусстве |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Петь, играть на музыкальных инструментах |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Сочинять стихи, писать рассказы |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Рисовать |
0 |
1 |
2 |
3 |
5 |
Разбираться в животных или растениях |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Разводить растения или животных |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Бороться с болезнями, вредителями |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Ориентироваться в природных явлениях |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Работать на земле |
0 |
1 |
2 |
3 |
А |
Быстро выполнять указания |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Точно следовать инструкциям |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Работать по заданному алгоритму |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Выполнять однообразную работу |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Соблюдать правила и нормативы |
0 |
1 |
2 |
3 |
Б |
Создавать новые инструкции и давать указания |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Принимать нестандартные решения |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Легко придумывать новые способы деятельности |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Брать на себя ответственность |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Самостоятельно организовывать свою работу |
0 |
1 |
2 |
3 |
Обработка результатов анкеты очень проста» Суждения, характеризующие различные виды профессиональной деятельности, объединены в семь групп по пять суждений в каждой. В каждой группе из пяти суждений необходимо подсчитать суммарное количество баллов, выбранных вами. Суммарная оценка по каждой группе может составлять от 0 до 15 баллов. В зависимости от того, в какой группе вы набрали максимальный суммарный балл: определяется наибольшая склонность или способность к соответствующему типу или классу профессий.
Первые пять групп суждений, обозначенные цифрами от 1 до 5, характеризуют пять типов профессий, разделенных по признаку «предмет труда»: 1) человек — человек, 2) человек — техника, 3) человек — знаковая система, 4) человек — художественный образ, 5) человек — природа.
Последние две группы суждений, обозначенные буквами А и Б, соответствуют двум классам профессий, разделенных по признаку «характер труда»: А) исполнительские, Б) творческие. Сначала определите, к какому типу профессий (1Г 2, 3, 4 или 5) вы в наибольшей степени склонны и способны. Затем определите вашу склонность и способность к одному из двух классов профессий (А или Б).
По материалам сайта: http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/07/03/testy-po-proforientatsii
«Я хочу» и «Я могу»
Анкета
Для того чтобы узнать о своих профессиональных склонностях, а также о том, как вы представляете себе свои профессиональные способности, можно воспользоваться приведенной ниже анкетой. Эта анкета позволит вам быстро и просто определить вашу направленность на тот или иной тип и класс профессий. Анкета состоит из двух частей: «Я хочу» и «Я могу».
В первой части («Я хочу») вы можете оценить по 4-балльной шкале степень своего желания заниматься каждым из 35 приведенных в перечне видов деятельности. Эта часть анкеты предназначена для определения сферы ваших профессиональных склонностей, интересов, предпочтений, стремлений и наиболее привлекательных видов профессиональной деятельности.
Во второй части («Я могу») вы можете оценить с помощью такой же шкалы степень своих способностей к каждому из 35 заданных видов деятельности. Эта часть предназначена для определения ваших представлений о своих профессиональных способностях.
Инструкция: Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени вашего желания заниматься этим видом деятельности (0 — вовсе нет, 1 — пожалуй, так, 2 — верно, 3 — совершенно верно).
Я хочу
(мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю):
1 |
Обслуживать людей |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Заниматься лечением |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Обучать, воспитывать |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Защищать права и безопасность |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Управлять людьми |
0 |
1 |
2 |
3 |
2 |
Управлять машинами |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Ремонтировать оборудование |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Собирать и налаживать технику |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Обрабатывать материалы, изготавливать различные предметы и вещи |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Заниматься строительством |
0 |
1 |
2 |
3 |
3 |
Обрабатывать тексты и таблицы |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Производить расчеты и вычисления |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Перерабатывать информацию |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Работать с чертежами, картами и схемами |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Принимать и передавать сигналы и сообщения |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Заниматься художественным оформлением |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Рисовать, фотографировать |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Создавать произведения искусства |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Выступать на сцене |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Шить, вязать, вышивать |
0 |
1 |
2 |
3 |
5 |
Ухаживать за животными |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Заготавливать продукты |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Работать на открытом воздухе |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Выращивать овощи и фрукты |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Иметь дело с природой |
0 |
1 |
2 |
3 |
А |
Работать руками |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Выполнять решения |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Воспроизводить имеющиеся образцы, размножать, копировать |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Получать конкретный практический результат |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Воплощать идеи в жизнь |
0 |
1 |
2 |
3 |
Б |
Работать головой |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Принимать решения |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Создавать новые образцы |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Анализировать, изучать, исследовать, наблюдать, измерять, испытывать, контролировать |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать |
0 |
1 |
2 |
3 |
По материалам сайта: http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/07/03/testy-po-proforientatsii