Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

МБОУ" Мумринская средняя     общеобразовательная школа"

      

Школьная Служба примирения (медиации)

 

 

 

 

Уважаемые родители, учащиеся, учителя!

В нашей школе создана

Служба примирения  (медиации)

 

 

Школьная Служба примирения  (медиации) является социальной службой, действующей в школе на основе добровольческих  усилий специалистов, педагогов, учащихся.

 

Целью деятельности службы  является содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия

Задачами службы медиации являются:

*    проведение примирительных программ (восстановительных медиаций, кругов общения, школьных и семейных конференций и т.д.) для участников конфликтов и споров;

*    обучение школьников цивилизованным методам урегулирования конфликтов и споров;

*    информирование учеников и педагогов о принципах и ценностях восстановительной медиации.

 

 

 

 

         Положение

о службе медиации в  муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении

«Мумринская средняя общеобразовательная школа»

с. Мумра  Икрянинского района  Астраханской области

 

1.     Общие положения

1.1. Служба медиации является структурным подразделением образовательного учреждения, которое объединяет учащихся (воспитанников), педагогов и других участников образовательного процесса, заинтересованных в разрешении конфликтов и развитии практики восстановительной медиации в образовательном учреждении.

1.2. Служба медиации является альтернативой другим способам реагирования на споры, конфликты, противоправное поведения или правонарушения несовершеннолетних. Результаты работы службы медиации и достигнутое соглашение конфликтующих сторон должны учитываться в случае вынесения административного решения по конфликту или правонарушению.

1.3.  Служба медиации является приоритетным способом реагирования, то есть сторонам конфликта предлагается в первую очередь обратиться в службу медиации, а при их отказе или невозможности решить конфликт путем переговоров и медиации образовательное учреждение может применить другие способы решения конфликта и/или меры воздействия.

1.4. Допускается создание службы медиации только из педагогов и/или специалистов образовательного учреждения. В работе службы могут участвовать специалисты социального и психологического центра (службы), работающей во взаимодействии с образовательным учреждением, где создана школьная служба медиации.

1.5.         Правовой основой создания и деятельности службы школьной медиации являются:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Семейный кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • «Национальная стратегия действий в интересах детей 2012-2017 г.г.»
  • Федеральный закон от 27.06.10. 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»;

2. Цели и задачи службы медиации

2.1.        Целью службы медиации является:

2.1.1.  Распространение среди учащихся, родителей и педагогов общеобразовательного учреждения цивилизованных форм разрешения конфликтов;

2.1.2.  Оказание помощи в разрешении конфликтов на основе принципов восстановительной медиации;

2.1.3.  Снижение количества административного реагирования на административные правонарушения.

 

2.2.   Задачами службы медиации являются:

2.2.1.  проведение примирительных программ (восстановительных медиаций, кругов общения, школьных и семейных конференций и т.д.) для участников конфликтов и споров;

2.2.2.  обучение школьников цивилизованным методам урегулирования конфликтов и споров;

2.2.3.  информирование учеников и педагогов о принципах и ценностях восстановительной медиации.

3.     Принципы деятельности службы медиации

Деятельность службы медиации основана на следующих принципах:

3.1.        Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие обучающихся в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.

3.2.        Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о готовящемся преступлении, а также примирительный договор (по согласованию с участниками встречи и подписанный ими).

3.3.        Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.

4. Порядок формирования службы медиации

4.1.        В состав службы медиации могут входить обучающиеся 7-11 классов и педагоги общеобразовательного учреждения, прошедшие обучение проведению примирительных программ (в модели восстановительной медиации).

4.2.        Руководителем (куратором) службы может быть педагог-психолог, педагог-организатор или иной педагогический работник, на которого возлагаются обязанности по руководству службой примирения приказом директора общеобразовательного учреждения.

4.3.        Руководителем (куратором) службы медиации может быть человек, прошедший обучение проведению примирительных программ (в модели восстановительной медиации).

4.4.        Родители дают согласие на работу своего ребенка в качестве ведущих примирительных встреч.

4.5.        Вопросы членства в службе медиации, требований к учащимся, входящим в состав службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут определяться службой примирения самостоятельно.

5. Порядок работы службы медиации

5.1.        Служба медиации может получать информацию о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, учащихся, администрации общеобразовательного учреждения, членов службы примирения, родителей.

5.2.        Служба медиации принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица общеобразовательного учреждения.

5.3.        Примирительная программа начинается в случае согласия конфликтующих сторон на участие в данной программе. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение или преступление, для проведения программы также необходимо согласие родителей или их участие во встрече.

5.4.        Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель (куратор) службы медиации.

5.5.        В сложных ситуациях (как правило, если в ситуации есть материальный ущерб, среди участников есть взрослые или родители, а также в случае криминальной ситуации) куратор службы примирения принимает участие в проводимой программе.

5.6.        В случае если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет, примирительная программа проводится с согласия классного руководителя.

5.7.        Служба медиации самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае.

5.8.        В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном примирительном договоре или устном соглашении.

5.9.        При необходимости служба медиации передает копию примирительного договора администрации.

5.10.   Служба медиации помогает определить способ выполнения обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба медиации может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления, что должно быть оговорено в письменном или устном соглашении.

5.11.   При необходимости служба медиации информирует участников примирительной программы о возможностях других специалистов   с целью решения данной проблемы.

5.12.   Деятельность службы медиации фиксируется в журналах и отчетах, которые являются внутренними документами службы;

5.13.   Процедуру медиации может проводить любой участник службы, за исключением случаев, когда имеет место материальный ущерб, понесенный одной из сторон. В этом случае процедуру проводит либо администратор, либо куратор службы по согласованию с администрацией общеобразовательного учреждения.

5.14.   Куратор службы обеспечивает мониторинг проведенных программ.

5.15.   Медиация (и другие восстановительные практики) не является психологической процедурой, и потому не требует обязательного согласия со стороны родителей. Однако куратор старается по возможности информировать и привлекать родителей в медиацию.

6. Организация деятельности службы медиации

6.1.        Службе медиации по согласованию с администрацией предоставляется помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы гимназии - такие, как оборудование, оргтехника, канцелярские принадлежности, средства информации и другие.

6.2.        Должностные лица общеобразовательного учреждения оказывают службе медиации содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов и  обучающихся.

6.3.        Служба медиации имеет право пользоваться услугами любых специалистов общеобразовательного учреждения.

6.4.        Администрация общеобразовательного учреждения содействует службе медиации в организации взаимодействия с педагогами, а также социальными службами и другими организациями.

6.5.        Администрация стимулирует педагогов обращаться в службу медиации или самим использовать восстановительные практики.

6.6.        В случае если стороны согласились на примирительную встречу (участие в Круге общения или Семейной восстановительной конференции), то административные действия в отношении данных участников конфликта приостанавливаются.

6.7.        Решение о необходимости возобновления административных действий принимается после получения информации о результатах работы службы медиации и достигнутых договоренностях сторон.

6.8.        Совещания между администрацией и службой медиации по улучшению работы службы и ее взаимодействия с педагогами с целью предоставления возможности участия в примирительных встречах большему числу желающих проводятся согласно плану работы службы.

6.9.        Служба медиации может вносить на рассмотрение администрации предложения по снижению конфликтности в учреждении.

7. Заключительные положения

7.1.        Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.

7.2.        Изменения в настоящее положение вносятся директором общеобразовательного учреждения по предложению службы медиации.

 

 

 

 

 

 

         ПОЛОЖЕНИЕ

о педагоге, выполняющем функции медиатора

 

I. Общие положения

1.1.  Педагог, выполняющий функции медиатора в школе – это работник школы, который прошел обучение и создает условия для оказания практической помощи участникам образовательного процесса по урегулированию споров, альтернативным административному, ненасильственным  путем, путем применения технологии восстановительной медиации.

1.2. Педагог, выполняющий функции медиатора в школе (далее - медиатор в школе) руководствуется в своей деятельности всеми нормативно-правовыми документами, которые регулируют и регламентируют деятельность подобного рода, а также законами всех уровней, регулирующими и регламентирующими деятельность работниками школы по защите интересов и прав несовершеннолетних, т.к. является, выполняя функции медиатора, одновременно работником школы, осуществляет деятельность на территории школы и во время образовательного процесса, а также подчиняется директору школы и действует на основании положений Устава школы.

Основными целями деятельности медиатора в школе являются:

  • Урегулирование споров между участниками образовательного процесса средствами восстановительной медиации (по факту).
  • Предупреждение и профилактика повторных конфликтов в школе посредством применения восстановительных техник на этапе развития конфликта (если владеет информацией о развивающемся конфликте).

Обязанности медиатора в школе может выполнять штатный сотрудник (работник), прошедший обучение и владеющий технологией восстановительной медиации, имеющий практические навыки организации медиационной сессии, навыки анализа конфликта, умеющий использовать средства медиации в образовательном пространстве, с том числе в работе по профилактике негативных социальных явлений в детско-юношеской среде.

Деятельность медиатора  школы осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, настоящим Положением, Положением о школьной службе медиации и Уставом школы.

 

II. Права и обязанности медиатора в школе

Медиатор в школе обязан:

2.1. Руководствоваться действующих законодательством Российской Федерации, нормативными актами регионального и местного уровней, локальными актами школы, работником которой является.

2.2. Соблюдать принципы проведения процедуры медиации. Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора.

2.3. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей компетенции в качестве медиатора.

2.4. Защищать интересы обучающихся в школе в рамках своей компетенции.

Медиатор в школе имеет право:

·         Иметь доступ к документам школы в части дел, касающихся учащихся;

·         Обобщать и запрашивать у сотрудников и педагогов информацию, связанную с изучением интересов детей и подростков относительно ситуации, с которой работает;

·         Проводить социологические опросы в рамках компетенции;

·         Повышать свою квалификацию, владеть новейшей правовой информацией по вопросам медиации в сфере образования и защиты прав детей и молодежи;

·         Вести регистрацию выполненной работы в любой форме, содержание которой не противоречит принципам медиации, в т.ч. принципу конфиденциальности медиации;

·         Самостоятельно определять процедуру проведения медиации с учетом обстоятельств возникшего спора, пожеланий сторон и необходимости скорейшего урегулирования спора, при условии использования форм и методов, содержание которых не противоречит основным принципам медиации;

·         В течение всей процедуры медиации медиатор в школе вправе встречаться и поддерживать связь как со всеми сторонами вместе, так и с каждой из них в отдельности;

·         Отказаться от проведения процедуры медиации на любом её этапе, если при проведении процедуры медиации он, анализируя полученную в ходе медиации информацию, придет к выводу, что лично (прямо или косвенно) заинтересован в результате медиации;

·         Отказаться от проведения процедуры медиации на любом её этапе, если выяснит, что не сможет по каким-либо причинам соблюдать принципы медиации (принципы добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора).

 

Медиатор в школе в период работы со сторонами конфликта не вправе:

·         Вносить, если стороны не договорились об ином, предложения о вариантах урегулирования спора;

·         Ставить своими действиями какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права и законные интересы одной из сторон;

·         Быть представителем какой-либо из сторон;

·         Оказывать какой-либо из сторон юридическую, социально-педагогическую, психологическую, консультативную или иную помощь;

·         Осуществлять функции медиатора, если при проведении процедуры медиации он лично (прямо или косвенно) заинтересован в её результате, в том числе состоит с лицом, являющимся одной из сторон медиации, в родственных отношениях;

·         Делать без согласия из сторон публичные заявления по существу спора;

·         Разглашать информацию, относящуюся к процедуре медиации и ставшую ему известной при её проведении, без согласия сторон;

·         Категорично настаивать на участии сторон в медиации, настаивать на продолжении процедуры, если стороны (одна из сторон) решили её прекратить до момента итоговой договоренности и заявили об этом;

Истребование от медиатора информации

Истребование от медиатора информации, относящейся к процедуре медиации, не допускается за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если стороны не договорились об ином. В случае если медиатор получил от одной из сторон информацию, относящуюся к процедуре медиации, он может раскрыть такую информацию другой стороне только с согласия стороны, предоставившей информацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 План работы

службы школьной медиации 

МБОУ «Мумринская СОШ»

на 2019 – 2020 учебный год

 

Цель:  освоение  навыков само - и взаимопомощи в процессе разрешения конфликтных ситуаций, снижение количества конфликтных ситуаций через внедрение модели реализации восстановительных технологий в систему профилактики правонарушений несовершеннолетних, создание условий успешной социализации несовершеннолетних.

Задачи:

1.     Распространение среди участников образовательного процесса цивилизованных форм разрешения споров и конфликтов (восстановительная медиация, переговоры и другие способы).

2.     Обучение учащихся (воспитанников) и других участников образовательного процесса цивилизованным методам урегулирования конфликтов и осознания ответственности.

3.     Организация просветительных мероприятий и информирование участников образовательного процесса о миссии, принципах и технологии восстановительной медиации.

4.     Подготовка и проведение мероприятий по созданию и расширению информационного пространства о восстановительных технологиях

5.     Мониторинг реализации восстановительных процедур в школе.

 

п/п

Мероприятие

 

Срок

Ответственный

Предполагаемый результат

I

Организационно-методическая деятельность

1.1.

Редактирование раздела  на сайте  школы «Служба  школьной медиации»

Сентябрь

Куратор

 

Создание электронной страницы

1.2.

Проведение рабочих заседаний состава Школьной Службы Медиации

В течение учебного года

Члены службы примирения.

Планирование деятельности

1.3.

Участие в семинарах, вебинарах, совещаниях, направленных на повышение квалификации в сфере деятельности Школьной Службы Медиации

Февраль

Руководитель службы

Изучение новых форм и методов работы

1.4.

Изучение литературы по восстановительной медиации и восстановительному правосудию

В течение учебного года

Члены службы

Пополнение теоретических знаний

1.5.

Информирование участников

образовательного процесса (учителей, родителей, учащихся) о задачах и работе школьной службы медиации.

В течение учебного года

Руководитель службы, члены службы

Информированность

педагогов, учащихся

и родителей о ШСМ

II

Реализация восстановительных программ

 2.1.

Анализ и сбор информации о ситуации

 

По мере поступления случая в работу

Руководитель службы, члены службы

Выбор типа восстановительной программы

2.2.

Проведение программ примирения

По мере поступления случая в работу

 

Члены службы примирения.

Преодоление враждебности между сторонами конфликтной ситуации

2.3

Проведение программ примирения (с предоставлением отчета  о проведенной восстановительной работе)

По мере поступления случая в работу

 

Руководитель службы, члены службы

Разрешение конфликтной ситуации

III

Организация  работы  актива  ШСП

3.1

Реализация восстановительных программ активом школьной службы примирения.

По мере поступления случая в работу

 

Руководитель службы, члены службы

Преодоление враждебности между сторонами конфликтной ситуации

3.2.

Оформление стенда  «Школьная  служба медиации»

 

1 раз в год

Руководитель службы, члены службы

Расширение знаний о деятельности ШСП участников ОО

3.3

Акция «В нашей  в школе работает ШСМ  «Позитив»».

сентябрь

Куратор

Медиаторы

 

Расширение знаний о деятельности ШСП участников ОО

3.4.

Подготовка и проведение   активом ШСМ  цикла занятий  для учащихся начальной школы

«Уроки общения»

Первая половина учебного года

Руководитель службы, члены службы

Самореализация актива ШСП, снижение уровня конфликтности в начальной школе

3.5.

Акция «За все прощаю и благодарю»

Март - апрель

Руководитель службы, члены службы

Самореализация актива ШСП, снижение уровня конфликтности в школе

IV

Просветительская деятельность

4.1.

Организация рекламной деятельности (разработка буклетов, информационных листов)

В течение года

Члены службы

Расширение знаний о деятельности ШСП участников ОУ

V

Межведомственное взаимодействие

5.1.

Тесное сотрудничество с советом профилактики школы

В течение года

Члены службы примирения.

Защита законных интересов несовершеннолетних

5.2.

Консультации у методистов, специалистов по восстановительным программам

По мере необходимости

Члены службы примирения.

Защита законных интересов несовершеннолетних

5.3.

Подготовка отчета, заключения о работе с конкретной семьей, подростком по запросу суда, КДН и органов опеки и попечительства

По мере необходимости

Члены службы примирения.

Защита законных интересов несовершеннолетних

5.4.

Участие в заседаниях КДН

По мере необходимости

Члены службы примирения.

Защита законных интересов несовершеннолетних

 

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"